Заметки об Италии. Часть V


Анекдоты № 490 от 14.03.2009 г.


Могила Данте

Данте Алигьери (1265-1321) умер в изгнании в Равенне. В этом городе возвели гробницу для праха великого поэта.

Прошло время, и во Флоренции осознали, какого великого соотечественника они потеряли. Тогда флорентийцы начали упорную борьбу за возвращение останков своего великого земляка, но Равенна не уступала. В 1519 году, когда папой был Лев Х (1475-1521) из рода Медичи, флорентийцам удалось получить желаемое разрешение. В Равенну был отправлен папский легат с предписанием вернуть останки Данте во Флоренцию. Но когда гробницу Данте вскрыли, она оказалась пуста – кто-то успел предупредить жителей Равенны.

К сожалению, случилось так, что спасая останки Данте от лап флорентийцев, Равенна умудрилась вообще потерять их. Самые тщательные поиски не давали никакого результата.
Только в 1865 году при проведении ремонтных работ в соседней часовне был обнаружен деревянный ящик. В ящике лежали полный скелет человека и надпись:

"Кости принадлежат Данте".
Была проведена экспертиза, которая подтвердила древность и подлинность останков. На три дня кости были выставлены для всеобщего обозрения, а потом их поместили в саркофаг.

Во время Второй мировой войны останки Данте были помещены в безопасное место и возвращены в саркофаг в 1945 году.



Тициан о Корреджо

В соборе Пармы находятся две работы Корреджо (1489-1534) [настоящее имя Антонио Аллегри]: "Успение Пресвятой Богородицы" и "Вознесение Пресвятой Девы". Далеко не всем современникам понравились эти картины, а кто-то даже сравнил одну из них с рагу из лягушек.

Отвечая таким хулителям Корреджо, Тициан (1477-1576) сказал:

"Переверните купол и наполните его золотом, даже тогда вы не сможете в полной мере оценить картину".



О смерти Корреджо

Джорджо Вазари (1511-1574) также считал, что Корреджо не был оценен по достоинству, кроме того, ему явно недоплачивали. Умер художник в возрасте сорока лет, в самом расцвете сил. О его смерти Вазари рассказывает, что художник нес в родную деревню Корреджо тяжелый мешок с деньгами. За его работу художнику заплатили медными монетами; это было сделано специально, чтобы унизить его. Дорога до дома была дальней, около 25 миль, а мешок очень тяжелым. Корреджо надорвался, заболел и умер от осложнений.
Непонятно, почему он не обменял медяки на более крупные серебряные монеты, или почему он не нанял какую-нибудь повозку? Крестьянская бережливость?



Доходы художников

Но не все художники страдали от безденежья.
Рафаэль (1483-1520) умер в возрасте 37 лет, но к этому времени он уже успел приобрести дворец за 3600 золотых дукатов, а остальное его имущество оценивалось в 16 000 золотых дукатов. Рафаэлю неплохо платили за его работу.
Микеланджело (1475-1564) умер в возрасте 83 лет, и в его шкафу обнаружили 8190 золотых дукатов, а большое количество монет было обнаружено в различных горшках, кувшинах или просто завернутыми в платки и тряпки.
Леонардо (1452-1519) также умер весьма состоятельным человеком. К моменту перехода в иной мир ему принадлежали виноградники под Миланом, в одном из банков Флоренции он держал 400 дукатов, а его средства и имущества во Франции трудно подсчитать – оно было завещано друзьям художника, его слугам, а также на благотворительные цели.



Снег в подарок

В Средние века в Болонском университете существовал обычай презентации снега. После первого в году снегопада слепленный снежок укладывали на красивом блюде. Затем ректор и представители студенческих землячеств в сопровождении педелей (надзирателей) обходили городских чиновников, и каждый из них должен был положить на блюдо деньги. Вечером собранные таким образом денежки сообща пропивались.
Этот обычай был отменен в XV веке.



Что возможно в Италии, то недопустимо в Англии

Внучка фаворита королевы Елизаветы, Роберта Дадли (1532-1588), графа Лестерского, по имени Аделаида (1681?-1726) жила в Болонье и отличалась редкой красотой. Ее присмотрел и взял в жены в 1705 году 12-й граф Шрусбери, Чарльз Толбот (1660-1718), и увез с собой в Англию. Хотя муж был почти на двадцать лет старше Аделаиды, они жили счастливо. Аделаида пользовалась успехом при дворе королевы Анны (1665-1714), а затем и короля Георга I (1660-1726)).

Фердинандо, брат Аделаиды, воспользовался положением своей сестры, после того как он совершил в Италии целый ряд преступлений: убийство, растрату, изнасилование и пр.
Фердинандо пришлось бежать из Италии, и он объявился в Англии, где и проживал на иждивении сестры и лорда Шрусбери. Но в 1718 году Фердинандо в гневе убил своего слугу. В Италии этот проступок мог сойти ему с рук, но в Англии Фердинандо арестовали, судили и приговорили к повешению в Тайберне.
Так как Фердинандо принадлежал к знатному семейству, то к месту казни он прибыл в собственном экипаже, а повесили его на шелковой веревке, перевитой золотыми нитями.



Герцог-садист

Второй герцог Висконти, Джованни Мария (1388-1412), был очень жестоким человеком, настоящим садистом. Ему очень нравилось смотреть на то, как стая его собак рвала преступников на куски. Если же преступников ему не хватало, тогда он со сворой своих волкодавов и верным Скварсио Джирамо рыскал по улицам ночного Милана, и горе было тому, кто попадался на пути этой компании. Жителям Милана такие забавы довольно быстро наскучили, и едва герцогу исполнилось 24 года, как три молодых аристократа подстерегли Джованни Мария и убили его, а труп герцога был брошен на пол того самого собора, который Джан Галеаццо (1351-1402) заложил в ожидании долгожданного наследника в 1386 году.



Самокритичность Изабеллы д’Эсте

К концу жизни любимым художником Изабеллы д’Эсте (1474-1539) стал Тициан (1477-1576). В Вене находятся два портрета Изабеллы, выполненных Тицианом: на одном она изображена в возрасте пятидесяти пяти лет, а другой – его копия портрета Изабеллы кисти Франческо Франциа (1450-1517), созданным в то время, когда маркиза была еще юной девушкой. Франциа, несомненно, польстил девушке, изобразив ее очень красивой.
Когда Изабелла увидела этот портрет, то самокритично написала:
"Сомневаюсь, что мы были когда-либо столь красивы".



(Продолжение следует)