Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть II


Анекдоты № 504 от 15.06.2009 г.




Стравинский и Городецкий

Несколько своих первых романсов Стравинский написал на стихи Сергея Митрофановича Городецкого (1884-1967). Высокий, белокурый, горбоносый Городецкий на одном из концертов в Петербурге подошел к Стравинскому и заметил:
"Музыка очень красивая, но вы не совсем точно интерпретируете мои тексты, поскольку я описываю колокола звучащие время от времени, а ваша музыка типа звякающих бубенцов".


О Бальмонте

Стравинский вспоминает:
"Я не был знаком с Бальмонтом, хотя и видел его на одном из наших концертов в Санкт-Петербурге мертвецки пьяным - обычное для него состояние от самого рождения до смерти".


Пятерка

Группа композиторов, известная в России как "Могучая кучка", на Западе обычно называется "Пятерка" или "русская Пятерка". В ее состав входили Балакирев, Бородин, Кюи. Мусоргский и Римский-Корсаков.

О Римском-Корсакове_1

Стравинский вспоминает:
"...Римский<-Корсаков> был очень сдержан в похвалах и не поощрял меня вольным употреблением слова "талант". В самом деле, единственный композитор, которого при мне он называл талантливым, был его зять Максимилиан Штейнберг".
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908).
Максимилиан Осеевич Штейнберг (1883-1946) - композитор и профессор Консерватории с 1915 г., муж Надежды Николаевны Римской-Корсаковой.

О Римском-Корсакове_2

Стравинский вспоминает:
"Мой Римский, однако, был глубоко благожелательным, глубоко, и не показным образом, великодушным, и неприятным лишь по отношению к поклонникам Чайковского.
Я не могу отрицать у него некоторой поверхностности, поскольку, очевидно, что и в натуре Римского и в его музыке не было большой глубины.
Я обожал Римского, но не любил его склад мышления. Я имею в виду его почти буржуазный атеизм (он бы назвал это "рационализмом"). Его разум был закрыт для какой бы то ни было религиозной или метафизической идеи. Если случалось, что разговор касался некоторых вопросов религии или философии, он просто отказывался обсуждать эти вопросы в религиозном плане".


Ноль

Однажды за столом зашел разговор о воскресении из мертвых, и Римский-Корсаков нарисовал на скатерти ноль, сказав:
"После смерти ничего нет, смерть это конец".


Рецензия на "Петрушку"

Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878-1940), сын композитора, в рецензии на "Петрушку" Стравинского написал о музыке, как о
"русской водке, отдающей французскими духами".


Зрение Римского-Корсакова

По словам Стравинского, Римский был высок и страдал плохим зрением. Он ходил в синих очках, иногда пользуясь дополнительной парой очков, которые носил на лбу:
"Дирижируя оркестром, он был принужден склоняться над партитурой и, почти не поднимая глаз, размахивал палочкой в направлении своих колен. Ему было настолько трудно видеть партитуру, и он так бывал поглощен слушаньем, что почти совсем не давал указаний оркестру палочкой".


О Римском-Корсакове_3

Стравинский вспоминает:
"Римский был строгим человеком и строгим, хотя в то же время и терпеливым, учителем.
(В течение всего урока он повторял: "Вы понимаете, понимаете?")
Его знания отличались точностью, и он мог делиться тем, что знал, с большой ясностью. Его преподавание целиком касалось "техники".
Одновременно Стравинский говорит, что Римский-Корсаков был остроумен и обладал живым чувством юмора.

Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть I

(Продолжение следует)