Древний мир в анекдотах. Часть II


Анекдоты № 508 от 07.08.2009 г.


Покладистость Марцелла

Марк Клавдий Марцелл (268-208 гг. до Р.Х.), пятикратный консул, во время войн в Сицилии захватил в 222 году Кластидий и освятил в этом городе храм Чести и Доблести.
В 211 году Марцелл взял Сиракузы и в честь этого события немного позднее стал в храме возносить торжественные молитвы, но коллегия понтификов остановила консула. Понтифики посчитали, что в одном храме двум богам не место: ведь если в этом месте произойдет какое-нибудь чудесное событие, то как бы не обознаться, какому именно богу следует воздавать почести - невозможно же принести одну жертву двум богам сразу.
Всем было понятно, что понтифики стремятся ограничить влияние победоносного полководца и пятикратного консула, но Марцелл подчинился и возвел отдельные храмы Чести и Доблести, несмотря на огромные расходы.

Самопожертвование Регула

Консул 267 и 256 гг. до Р.Х. Марк Атилий Регул был славным воином. Он сумел в 256 г. разбить карфагенский флот у мыса Экном, а затем высадился со своими легионерами в Африке, но здесь удача ему изменила - римская армия была разбита, а сам Регул попал в плен.
В 250 г. карфагеняне отправили Регула в Рим для проведения переговоров об обмене пленными. В числе карфагенских предложений был и обмен самого Регула на нескольких знатных юношей. Регул дал карфагенянам честное слово, что если он не добьется обмена пленными, то сам вернется в Карфаген.
Прибыв в Рим, Регул произнес в сенате страстную речь с призывом продолжать войну. После этого Регул, соблюдая данное слово, вернулся в Карфаген, где и умер в 248 г.

Смерть нечестивцу!

Публий Турулий, один из убийц Цезаря, в 42 г. до Р.Х. велел вырубить для нужд флота священную рощу близ храма Эскулапа, но оскорбленный бог тут же отомстил нечестивцу. Через некоторое время Марк Антоний выдал Турулия, как убийцу Цезаря, Октавиану, а тот велел казнить Турулия на месте вырубленной им священной рощи.

О венках

Греки на пиршествах надевали венки после трапезы в знак перехода к винопитию, то есть к почитанию бога вина Диониса. Затем эти венки посвящались, по обычаю, в храм.

Музыка и знамения

Исмений однажды сопровождал чье-то жертвоприношение игрой на флейте, но благоприятных знамений, позволявших начать жертвоприношение, долго не было. Тогда флейту взял сам жертвователь. Его игра была смехотворной и вызвала дружное осуждение всех присутствующих, но зато сразу же появились благоприятные знамения. На упреки жертвователь ответил:
"Безупречная музыка - дар богов".
Тогда Исмений с улыбкой добавил:
"Но моя музыка была угодна богам, поэтому они и медлили с решением. А от твоей им захотелось избавиться, вот они и поспешили принять жертву".


"Взломщик"

Философ Кратет (III в. до Р.Х.) умел находить общий язык с разными людьми. Когда он входил в любой дом, то его всегда дружески и с почетом встречали. За такую особенность Кратета прозвали "взломщиком".

Про уксус

Если на пиру говорили (в шутку), что "дом оскудел уксусом", то это подразумевало обилие хорошего вина.

Самое трудное

Скульптор Поликлет (V в. до Р.Х.) говорил, что самая трудная работа - это последняя отделка изваяния ногтем.

Кифаред и кифарист

В древних текстах часто встречаются слова "кифаред" и "кифарист".
Кифаредом назывался человек, который под аккомпанемент кифары исполнял пеан (гимн Аполлону), а позднее и другие произведения.
Кифаристом же назывался человек, игравший на кифаре.
Согласно Страбону и Павсанию именно состязания кифаредов были самыми древними в Дельфах. Позднее к ним добавились состязания атлетов и флейтистов - это произошло в 3-й год 48 Олимпиады, т.е. в 586 г. до Р.Х.

Сколько гостей?

По мнению Варрона (116-27 гг. до Р.Х.) число гостей на пиру должно быть не меньше числа Граций (трех) и не больше числа Муз (девяти).

Аппий Клавдий и Потиции

Род Потициев с древних времен обладал правом приносить жертвы Геркулесу. Аппий Клавдий (конец IV - начало III вв. до Р.Х.), позднее известный по прозвищу Слепой, уговорил за большую взятку Потициев отказаться от своего права и велел передать его общественным рабам. После этого род Потициев быстро пришел в упадок, а Аппий Клавдий к старости ослеп. Оба эти события воспринимались римлянами как кара за оскорбление божества.

Древний мир в анекдотах. Часть I

(Продолжение следует)