Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть IV


Анекдоты № 530 от 15.01.2010 г.




Направник

Стравинский считал, что
"…как почти все профессиональные дирижёры, Направник обладал примитивной культурой и неразвитым вкусом".
[Эдуард Францевич Направник (1839-1916) – дирижёр и композитор; в 1863-1916 гг. был дирижёром Мариинского театра.]

Лядов

Лядов имел прозвище "кузнец", и никто не знал почему, так как он совсем не походил на кузнеца. Это был прелестный, мягкий, кроткий человек небольшого роста с симпатичным лицом. Лядов был лысоват, имел привычку щуриться и всегда носил под мышкой фантастические или чувствительные книги - Андерсена, Метерлинка или Э.Т.А. Гофмана.
Лядов был самым прогрессивным среди музыкантов его поколения и покровительствовал молодым талантам Скрябина и Стравинского. Когда кто-то назвал ещё не получившего признания Скрябина чудаком, Лядов сказал:
"Мне нравятся такие чудаки".
[Анатолий Константинович Лядов (1855-1914).]

О Чайковском

Стравинский вспоминает:
"Чайковский был самым большим талантом в России и – за исключением Мусоргского – самым правдивым. Его главными достоинствами я считал изящество (в балетах: я считаю Чайковского в первую очередь балетным композитором, даже в операх) и чувство юмора..."
Кстати, о великом композиторе – свою холеру Чайковский подхватил в ресторане Лейнера на Невском проспекте, 18, выпив стакан воды. Видите, уважаемые читатели, как вредно пить воду!
Слава композитора была так велика, что правительство начало выпускать ежедневные бюллетени о состоянии его здоровья.

Мусоргский

Мусоргский всегда отличался церемонными манерами и в своём кругу был самым утончённым человеком.

Балакирев

Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) был лысым массивным человеком с калмыцкой головой и пронизывающим взглядом. Он часто страдал от приступов депрессии. Если над столом Римского-Корсакова висел портрет Вагнера, то у Балакирева – портрет Листа.

О Верди

По словам Стравинского, в Петербурге Верди всегда служил темой для дискуссий. Чайковский им восхищался, кружок Римского – нет.

Западные оперы

Наибольшей популярностью в довоенном Петербурге пользовались следующие оперы западной школы:
"Виндзорские проказницы" Николаи,
"Манон" Массне (Стравинский сравнил эту оперу с кондитерским изделием),
"Проданная невеста", "Волшебный стрелок", "Кармен", "Фауст" Гуно,
Cav и Pag (таким было шутливое сокращение названий популярных опер "Cavalleria rusticana" ("Сельская честь" П. Масканьи) и "I Pagliacci" ("Паяцы" Р. Леонкавалло).
В этот список следует добавить монументы Виктора Эммануила II в музыке – "Гугеноты", "Африканка" и "Пророк".
Оперы Вагнера ставились и пелись по-русски.

Русские оперы

Из русских опер на первом месте стояли оперы Глинки, а также Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Бородина и Мусоргского, из которых следует отметить следующие: "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Евгений Онегин", "Черевички" и "Пиковая дама".
"Золотой петушок" был знаменем студентов и либералов, так как его несколько раз запрещала царская цензура. В конце концов, его поставили, но не в Мариинском театре, а в частном театре на Невском проспекте.

Мелочи

Любимой оперой Николая II была "Тристан и Изольда" Вагнера.
В Петербурге на время Великого Поста театры закрывались, и наступало время исполнения ораторий.

Стравинский: люди и мир глазами композитора. Часть III

(Продолжение следует)