Анекдоты о русском театре. Вып. 3


Анекдоты № 836 от 11.06.2016 г.




Два одноклассника

А.Л. Вишневецкий родился в Таганроге и учился в местной мужской гимназии вместе с А.П. Чеховым. Мальчики были довольно дружны, но рано увлёкся театром и начал заниматься в Таганрогском музыкально-драматическом кружке.
Один из руководителей этого кружка любил играть роль старика Аристарха Владимирыча Вышневского в спектакле А.Н. Островского “Доходное место”. Он и рекомендовал Саше на память о кружке взять себе псевдоним, объединявший фамилии литературного героя и молодого актёра. Так появился на свет А.Л. Вишневский.
Таганрогский писатель и журналист П.А. Сергеенко, тоже учился в Таганрогской гимназии в одно время с Чеховым, но в параллельном классе, и близких отношений между ними тогда не сложилось. Подружились они позднее в 1884 году в Москве.
В своих воспоминаниях о Чехове Сергеенко написал:
"Думал ли двоешник и безобедник Чехов, что будет писать такие хорошие пьесы, а двоешник и безобедник Вишневский так хорошо играть в них".
Александр Леонидович Вишневский (Вишневецкий, 1861-1943) – знаменитый русский актёр.
Пётр Алексеевич Сергеенко (1854-1930) – русский журналист и писатель.
Александр Николаевич Островский (1823-1886) – русский драматург.

Сокольский и Смирнов

С.А. Сокольский в начале XX века однажды сыграл роль Алёшки в пьесе Горького “На дне”, что повлияло на его дальнейшую сценическую судьбу. Вскоре он начал выступать на сцене в так называемом “босяцком” или “рваном” жанре. Костюм для сцены выбирался соответствующий.
Сокольский выступал с куплетами и монологами, которые чаще всего были злободневными, но свой репертуар он разнообразил песнями и балладами, многие из которых он написал сам.
Выступления Сокольского пользовались огромным успехом буквально по всей стране: В Москве, Петербурге и Киеве, а пластинки с его песнями раскупались влёт.
С началом Великой войны Сергей Сокольский начал выступать во фраке, но его представления оставались очень актуальными и злободневными.

Молодой московский журналист Н.П. Смирнов мечтал о театральной карьере, а его кумиром был Сергей Сокольский. Чтобы добиться успеха на сцене, Смирнов добавил к своей фамилии фамилию своего кумира, и незадолго до революции на сцену вышел Смирнов-Сокольский, который выступал в сходном жанре со своим кумиром. Успеху молодого таланта способствовало и то обстоятельство, что Сокольский погиб в Киеве в 1919 году, но память о нём жила, так что фамилия Смирнов-Сокольский продолжала привлекать публику в зрительные залы.
Сергей Алексеевич Сокольский (Ершов, 1881-1919) – русский исполнитель куплетов и монологов.
Николай Павлович Смрнов-Сокольский (1898-1962) – советский эстрадный артист и известный библиофил.

Что – Давыдов?

В 1924 году известный актёр В.Н. Давыдов целый месяц гастролировал в Нижнем Новгороде и демонстрировал публике свои лучшие роли. В пьесе Т.Л. Щепкиной-Куперник “Барышня с фиалками” он играл роль добродушного антрепренёра Пороховщикова, который по ходу действия спектакля мирно беседует с молодым премьером и рассказывает тому о старых знаменитых артистах. Пороховщиков называет фамилии Сазонова, Варламова, Медведева, как вдруг молодой актёр, игравший премьера, выдаёт реплику, которой нет у автора:
"А Давыдов?"
Публика устроила овацию заслуженному артисту, который при наступлении тишины ответил:
"Давыдов? А что – Давыдов? Тех же щей, да пожиже влей!"
Владимир Николаевич Давыдов (Иван Николаевич Горелов, 1849-1925) – русский актёр и режиссёр.
Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874-1952) – русская писательница, переводчик и драматург.
Николай Фёдорович Сазонов (1843-1902).
Константин Александрович Варламов (1848-1915).
Медведев Пётр Михайлович (1837-1906).

Какая мерзость!

На бенефис известного комика Живокини была назначена какая-то очень скучная и дурацкая французская пьеса “За-Зе-Зи-Зо-Зу” (“Za-Ze-Zi-Zo-Zu”). Действие пьесы происходит в некоей стране, где Живокини в роли принца берёт в руки волшебный лорнет и должен в него увидеть далёкий Алжир. После этого актёр должен был рассказать, что он видит в Алжире.
Однако Живокини вместо слов:
"Я вижу Алжир" -
произнёс совсем другую реплику:
"Я вижу Москву, театр, бенефис Живокини. Играют “За-Зе-Зи-Зо-Зу” - какая же это мерзость!"
Публика была в полном восторге, а пьесу пришлось снять с репертуара.
Василий Игнатьевич Живокини (1805-1874) – известный российский комик, играл в Москве.
Подробнее о содержании пьесы “Za-Ze-Zi-Zo-Zu” вы можете прочитать в смирдинской “Библиотеке для чтения”, том 14-й за 1836 год, раздел “Смесь”.

Случайный дебют

А.М. Гедеонов был очень любвеобильным человеком, а также решительным в принятии решений.
Однажды он дал разрешение на дебют одной молодой актрисе, которая ему приглянулась. Вскоре он забыл о своём разрешении, но случайно оказавшись в Александринском театре Гедеонов попал на дебютный спектакль своей уже забытой возлюбленной.
Дебютантка ему так не понравилась, что он после её первого же выхода набросился на режиссёра:
"Что это за безобразие? Кто допустил на сцену такую скандальную актрису?"
Режиссёр спокойно ответил:
"Вы сами, ваше превосходительство. С вашего разрешения она сегодня играет".
Гедеонов продолжал кипятиться:
"Вздор! Не может такого быть! Я не мог сделать такой глупости. Убрать её сию же минуту".
Режиссёр удивился:
"Как убрать? Но ведь пьеса уже началась, нельзя же опустить занавесу теперь..."
Гедеонов продолжал бушевать:
"Чтобы я её больше не видел на сцене. Не сметь её выпускать больше! Это безобразие!.. А кто её роль играл раньше?"
Режиссёр ответил:
"Самойлова. Она здесь и играет в другой пьесе".
Гедеонов решился:
"Сейчас же попросите её от моего имени, в чём она есть, поиграть за эту госпожу. А госпоже прикажите убираться подобру-поздорову, и никогда не заикаться о театре".
Самойлова вышла из своей уборной и доиграла за неудачливую дебютантку.
Александр Михайлович Гедеонов (1791-1867) - русский театральный деятель, с 1833 по 1858 годы, возглавлял Императорские театры обеих столиц.
Надежда Васильевна Самойлова (1818-1899) — известная русская драматическая и оперная актриса.

Роли Сосницкого

Знаменитый актёр И.И. Сосницкий так великолепно играл роль Хлестакова, что Н.В. Гоголь письменно обратился к актёру с просьбой сыграть эту роль на сцене Театрального училища, чтобы актёры поняли, каким должен быть этот герой комедии "Ревизор". Сосницкий из скромности отказался исполнить просьбу автора знаменитой комедии.
Сосницкий бережно хранил это письмо Гоголя, изредка показывал его своим друзьям и каждый раз на его глаза навёртывались слёзы.

В грибоедовском "Горе от ума" Сосницкий великолепно играл Репетилова, прототипом которого послужил Н.А. Шатилов, с которым Грибоедов вместе служил в гусарском полку. Сосницкий тоже был лично знаком с Шатиловым, так что ему было несложно изобразить на сцене этот тип.
Интересно, что когда Грибоедов прочёл Шатилову роль Репетилова, тот расхохотался и сказал:
"Я знаю, на кого ты тут метишь! На Чаадаева..."
Иван Иванович Сосницкий (1794-1871) — известный русский актёр.
Николай Александрович Шатилов (1788-1841) — литератор.

Прибавку Сосницкому!

Когда директором Императорских театров был А.М. Гедеонов, уже известный к тому времени Сосницкий попросил у него прибавки к своему содержанию. Сосницкий мотивировал свою просьбу тем, что многие его товарищи, более молодые и менее заслуженные, получают значительно больше его, но Гедеонов был не в духе и отказал Сосницкому. Актёр обиделся и подал прошение об отставке, которое и было немедленно удовлетворено. Через несколько дней в театр на представление "Ревизора" приехал император Николай Павлович, который очень удивился, увидев в роли Городничего на Сосницкого, а Григорьева 1-го.
Император призвал к себе Гедеонова и спросил:
"Почему Городничего играет не Сосницкий?"
Гедеонов бодро ответил:
"Сосницкий больше не служит у нас, Ваше Величество!"
Император удивился:
"Как не служит!? Это для меня новость! Почему?"
Гедеонов объяснил:
"Требовал слишком крупную прибавку, хотел непременно получать тридцать пять рублей разовых. Дирекция на это не согласилась, он закапризничал и отказался от службы".
Николай Павлович возразил:
"По-моему, он прав. Он знает себе цену и совершенно резонно требует прибавки. На его месте я сделал бы то же самое. Нельзя ли это дело как можно скорее поправить? Передай ему моё желание, чтобы он возвратился в театр, и дай ему то, что он просит".
На следующее же утро Гедеонов отправил к Сосницкому специального чиновника с известием, что Государь повелел удовлетворить просьбы Сосницкого и просит его вернуться на сцену. Сосницкий был так тронут вниманием Его Величества, что согласился играть без всяких прибавок, но Высочайшее повеление было исполнено, и Сосницкий получил требуемое.

Кто барин?

Актёр В.В. Самойлов почему-то считал графа В.А. Сологуба, весьма известного писателя, своим приятелем и держал себя с ним запросто, а Сологуб не возражал.
Однажды на званом вечере Самойлов спрашивает Сологуба:
"Скажи, пожалуйста, видел ты меня в “Старом барине”? Ты всё ведь сбирался посмотреть?"
Сологуб добродушно ответил:
"Как же, видел, видел, любезный друг!"
Самойлов самодовольно напрашивался на комплимент:
"Ну, и что же ты скажешь?! Как ты меня нашел в этой роли?"
Сологуб постарался дать сдержанный ответ:
"Бесподобен, говорить нечего, что бесподобен. Одно только, почтеннейший, надо тебе заметить..."
А Самойлов к тому времени уже не терпел никакой критики в свой адрес и очень удивился:
"Что такое?"
Сологуб пояснил:
"Как же это ты, играя старого барина, не снял с пальца своего брильянтового перстня? Это тебе непростительно..."
Самойлов возмутился:
"Что за вздор! Зачем же мне было снимать перстень?"
Сологуб разъяснил ошибку Самойлова:
"А затем, мой друг, что старый барин никогда не носил, да и не стал бы носить на пальце таких крупных брильянтов. Это вульгарно".
Самойлов разгорячился:
"Ты вздор городишь! Кому же и носить брильянты, как не барам? Я, слава Богу, на своем-то веку видывал бар и отлично знаю, что такое барин".
И тут Сологуб хладнокровно вылил на Самойлова ушат холодной воды:
"Да, ты видывал, я об этом спорить не стану. А мне, всё-таки, лучше знать. Я - сам барин".
Василий Васильевич Самойлов (1813-1887) – русский актёр.
Граф Владимир Александрович Сологуб (1813-1882) – русский писатель и драматург.
“Старый барин” – популярная пьеса русского писателя и драматурга Александра Ивановича Пальма (1822-1885).

Анекдоты о русском театре. Вып. 2


(Продолжение следует)