В.В. Маяковский: несколько зарисовок о жизни поэта и его окружения. Часть VIII


Анекдоты № 1037 от 22.03.2022 г.




Парижская муза

В 1928 году в Париже Эльза Триоле познакомила Маяковского с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которой на момент знакомства было 22 года.
Татьяна стала последней крупной любовью Маяковского. Настолько крупной, что он стал посвящать ей свои стихи, хотя до сих пор он посвящал свою любовную лирику исключительно Лиле Брик. Такого сильного увлечения Лиля не могла позволить Маяковскому и делала всё возможное, чтобы прекратить эту связь, пуская в ход не только коварство, но и откровенную ложь.
Так как Маяковский ничего не скрывал от Лили, то он рассказал ей, что он был первым мужчиной, которому Татьяна “отдалась”.
Лиля категорически отказывалась поверить в это – ведь Татьяна Яковлева была очень красивой женщиной с множеством поклонников в высшем парижском обществе.
Сама же Татьяна много лет спустя рассказывала, что во время первого свидания с Маяковским они не были близки:
"Он был охотник, настоящий охотник, он любил побеждать, ему это было нужно. Если бы я с ним переспала в первый раз, то он, м.б., и не вернулся".
Татьяна Алексеевна Яковлева (1906-1991) - модельер и дизайнер женской одежды; в замужестве Яковлева дю Плесси и Яковлева дю Плесси-Либерман.

Встреча с Полонской

Чтобы заставить Маяковского забыть о Татьяне Яковлевой, Лиля и Осип Брики устроили 13 мая 1929 встречу Маяковского с Вероникой Полонской (Норой) на московском ипподроме.
Осип Брик сказал Норе:
"Обратите внимание, какое несоответствие фигуры у Володи. Он такой большой — на коротких ногах".
Действительно, у Маяковского был рост почти метр девяносто, но из-за крупной верхней части тела воспринимался многими как великан.
Нора тоже сначала нашла его
"каким-то большим и нелепым в белом плаще, в шляпе, нахлобученной на лоб, с палкой, которой он очень энергично управлял".
Озадачили её и “шумливость” поэта, и “разговор, присущий только ему”.

Вероника Витольдовна Полонская (1908-1994) - советская актриса; в 1926-1933 годах жена актёра Михаила Михайловича Яншина (1902-1976).

Инфантильность

Бенгт Янгфельд в своей книге о Маяковском описывает очень важную черту его характера:
"Будучи инфантильно эгоцентричным, он всегда вёл себя так, словно рядом с ним никого нет. Он никогда не смущался, мог посреди улицы снять ботинок, в который попал камешек, и громко обсуждал по телефону самые интимные вопросы, не обращая внимания на то, что его слышат посторонние".


Замкнутость

Николай Асеев вспоминал:
"Разговоров об успехах Маяковский обычно не вёл. О неудачах же совсем не говорил, не любил жаловаться".


О сосудах

Н.И. Кульбин был главный врач Главного штаба, ученик И.П. Павлова, хороший теоретик. Он говорил про Ахматову и про Мандельштама:
"Это хорошие поэты, но я их лечил. У них мелкие сечения кровеносных сосудов. Вот у Маяковского крупное сечение кровеносных сосудов".
Николай Иванович Кульбин (1868–1917) был доктором медицины (1895), врачом Главного штаба (с 1903), приват-доцентом Военно-медицинской академии (с 1905), действительным статским советником (1915), т. е. чиновником 4-го класса, равным генерал-майору в армии.

Маяковскому можно

В 1929 году РАПП обратился у советским писателем с просьбой дать оценку поступку Замятина и Пильняка, опубликовавшим свои произведения заграницей.
Одним из первых откликнулся Маяковский с заявлением под названием “Наше отношение”. С самого начала Маяковский признаётся, что не читал этих произведений, но резко выразил своё отношение:
"К сделанному литературному произведению отношусь как к оружию. Если даже это оружие надклассовое (такого нет, но, может быть, за такое считает его Пильняк), то всё же сдача этого оружия в белую прессу усиливает арсенал врагов. В сегодняшние дни густеющих туч это равно фронтовой измене".
Впрочем, осуждаемых произведений Маяковский не читал.
Тем же вечером Маяковский обсуждал этот вопрос с Лилей и Осипом, и Лиля записала в дневнике:
"Ему не страшно было бы печататься в белом издательстве, потому что не его скомпрометирует издательство, а наоборот".
Маяковскому можно, а другим нельзя.

Евгений Иванович Замятин (1884-1937) - русский писатель.
Борис Андреевич Пильняк (1894-1938) - советский писатель.

Провал “Бани”

При постановке пьесы “Баня” публика оставалась совершенно равнодушной. В январе 1930 года пьесу поставили в Ленинграде, и Михаил Зрщенко вспоминал:
"Публика встречала пьесу с убийственной холодностью. Я не помню ни одного взрыва смеха. Не было даже ни одного хлопка после двух первых актов. Более тяжёлого провала мне не приходилось видеть".
Аналогичный отзыв сделала и “Красная газета”:
"“Баня” бьет — или лучше сказать, хочет бить — по бюрократизму, но острая и жгучая тема... трактована статически, крайне поверхностно и односторонне... Спектакль неинтересен настолько, что писать о нём трудно: зритель остаётся эмоционально не заряжённым и с холодным равнодушием следит за действием, самый ход которого местами не ясен".
Общий вывод критиков можно кратко сформулировать так:
"публике скучно, а критика бюрократизма — примитивна".


Несчастье Адуева

Композитор М.И. Блантер часто встречался с Маяковским у Бриков. Вот несколько его рассказов.
После возвращения из Парижа Маяковский спросил Блантера:
"Мотенька, вы не встречаете Адуева? Если встретите, скажите ему, что я привёз письмо от его мамы. Я и сам его разыскиваю, но, может быть, вы увидите его раньше меня".
Лиля Брик сразу же встряла:
"А кто такой Адуев?"
Маяковский удивился:
"Ты не знаешь Адуева? Это очень талантливый поэт, с отличной техникой. Его несчастье в том, что ему не о чем писать".
Всё это Маяковский произнёс спокойно, без издёвки и даже с сочувствием.

Николай Альфредович Рабинович (1895-1960) - советский поэт и либретист; публиковался под псевдонимом "Адуев".
Матвей Исаакович Блантер (1903-1990) - советский композитор.

Поэт, но не для вас

В другой раз Блантер спросил Маяковского:
"Владимир Владимирович, скажите, Пастернак действительно большой поэт? Я не понимаю многих его стихов".
Маяковский спокойно и рассудительно ответил:
"Вы не огорчайтесь, но вам и не надо, Мотенька, понимать. Пастернак — гениальный поэт. Но пишет он не для вас, а для нас".
Маяковский умудрился дать свой отзыв так, что Блантер даже не обиделся.

Партнёр по биллиарду

Однажды Блантер застал Маяковского, играющим в биллиард с неизвестным молодым человеком. После окончания игры Блантер поинтересовался:
"С кем это вы играли?"
Маяковский с неожиданным восхищением ответил:
"Это замечательный поэт! Вы о нём скоро услышите. Это Михаил Светлов".
Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964) - советский поэт.

Не помню...

Когда В.Д. Дувакин расспрашивал В.Б. Шкловского о движении футуристов и о Маяковском, у них состочлась краткая беседа.
Дувакин:
"Я вот что хотел у вас спросить. Об этом вечере, то есть точно, о праздновании нового 1916 года у Лили Брик, мне рассказывал уже теперь покойный Моисей Павлович, тогда Натан Венгров. И он рассказывал, что играли в фанты, и Маяковскому вышло... Маяковский проиграл, в общем, и нужно было прочитать любимые стихи. И он начал читать “Медного всадника” и читал так хорошо, что никто не остановил, и что он прочитал его весь. Помните ли вы это или это плод фантазии?"
Шкловский:
"Вы знаете, я не помню".
Дувакин удивился:
"Вы не помните?"
Пришлось Шкловскому дать более развёрнутый ответ:
"Не помню, но Маяковский превосходно знал Пушкина, и вообще поэты... Асеев знал даже Сумарокова... то есть стихотворенья, не одно, а как создание стихов. Маяковский очень хорошо знал Пушкина, но я не помню..."
Натан Моисей Павлович Венгров (1894–1962) – детский поэт, прозаик, литературовед, литературный критик, педагог; псевдоним Натан Венгров.
Виктор Дмитриевич Дувакин (1909-1982) - советский филолог и литературовед.

В.В. Маяковский: несколько зарисовок о жизни поэта и его окружения. Часть VII

(Продолжение следует)

© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2022