Позднее средневековье в Западной Европе, вып. 9


Ворчалка № 271 от 06.06.2004 г.


Фикция рыцарских поединков

Особой формой рыцарской фикции (в целях политической рекламы) были дуэли, на которые то и дело одни государи вызывали других, но которые в действительности так никогда и не происходили.



В 1283 году все уже было подготовлено для поединка между Карлом I Анжуйским и Педро III Арагонским; они спорили из-за обладания Сицилией.



Ричард II vs Карл VI

В 1383 году Ричард II поручает своему дяде Джону Ланкастеру вести переговоры о мире с королем Франции Карлом VI. В качестве наиболее подобающего решения проблемы он должен был предложить поединок между двумя монархами или же межу Ричардом и его тремя дядьями, герцогами Томасом Глостером, Джоном Гонтом и Эдмундом Йорком, с одной стороны и Карлом и его дядьями, герцогами Людовиком Анжуйским, Иоанном Беррийским и Филиппом Бургундским, - с другой.



Много говорилось о вызове, посланном Людовиком Орлеанским английскому королю Генриху IV.



Хэмфри Глостер vs Филипп Добрый

Хэмфри Глостер, четвертый сын Генриха IV, в 1425 году получил вызов от Филиппа Доброго. В вызове так излагался мотив дуэли:
"...дабы избежать пролития христианской крови и гибели народа, к коему питаю я сострадание в своем сердце; пусть плотию моею сей распре не медля положен будет конец, и не ступит никто на стезю войны, где множество людей благородного звания, да и прочие, как из моего, так и из вашего войска, скончают жалостно дни свои".
Все уже было подготовлено для этой битвы: дорогое оружие и пышные платье для герцога, военное снаряжение для герольдов и свиты, шатры, штандарты и флаги. Все было щедро украшено изображениями гербов герцогских владений, андреевским крестом и огнивом.

Филип неустанно упражнялся

"как в умеренности в еде, так и в обретении бодрости духа".
Он ежедневно занимался фехтованием в своем парке в Эдене под руководством лучших мастеров.

Затраты были огромны, но из этой затеи так ничего и не вышло.

А в Лилле еще в 1460 году показывали дорогой шатер, приготовленный к этому случаю.



Неугомонный Филипп

Несколько позднее в споре с герцогом Саксонским из-за Люксембурга Филипп Добрый вновь предложил поединок, как способ разрешения конфликта.

Когда Филиппу было около шестидесяти, он поклялся на кресте, что готов когда угодно один на один сразиться с Великим Туркой, если тот примет вызов.



В Италии Франческо Гонзага (1484-1519) вызвал на поединок на мечах и кинжалах Чезаре Борджиа (1457-1507). Посредничество короля Людовика XII предотвратило эту дуэль, а чуть позже состоялось и трогательное примирение.



Карл V vs Франциск I

Император Карл V (1500-1558) дважды вызывал на личный поединок в любой форме короля Франциска I. Первый раз, когда Франциск по возвращении из плена нарушил данное им обязательство об уступке части своих земель, а затем в 1536 году, когда Франциск в союзе с папой и турками начал против него новую войну. Оба эти вызова остались без ответа.



Еще в 1674 году Карл Людвиг Пфальцский (1617-1680) вызывал на дуэль маршала Тюренна (1611-1675), так как французские войска опустошили его владения. Результат нетрудно предсказать.



Реальный поединок

Можно в качестве примера привести только один реальный поединок, подобный приведенным выше описаниям. В 1397 году в Бурге, провинция Бресс, рыцарь Жерар д'Эстевайе вызвал на поединок и убил прославленного рыцаря и поэта Ота де Грансона, обвинявшегося в убийстве графа Амедея VII Савойского (1360-1391). И этот поединок наделал немало шуму.



Судебные поединки

Другое дело судебные поединки. Он имел довольно древнее происхождение, имел мало общего с рыцарской культурой и все еще сохранял свою привлекательность в глазах современников. Такие поединки могли происходить как по обоюдному соглашению сторон - это был так называемый произвольный поединок, так и по решению суда - судебный поединок. Кроме того, обвиняемый мог отвергнуть приговор суда и отстаивать свою невиновность в поединке с обвинителем, а в некоторых случаях и в поединке с членами суда. Рыцарская культура придала судебному поединку определенные формы, но и вне аристократических кругов такие поединки вызывали значительный интерес и пользовались большим почтением.



Жакотен Плувье vs Магюо

В Позднем Средневековье такие поединки встречались уже довольно редко, поэтому большой интерес вызвал поединок между двумя бюргерами, Жакотеном Плувье и Магюо, в 1455 году в Валансьене. Оба бюргера настаивали на непременном проведении поединка, так как это означало для них соблюдение какой-то древней привилегии.

Филипп Добрый находился в это время в Германии, а граф Шароле, правивший в его отсутствие, всячески затягивал проведение поединка до возвращения герцога. Филипп Добрый пожелал лично присутствовать на этом поединке и прибыл в Валансьен.

Сохранилось описание этого поединка, сделанное придворным хронистом бургундских герцогов Шателленом. Если при описании рыцарских поединков хронисты опускали всякие неприглядные моменты единоборств, то в данном случае Шателлен счел необходимым дать описание поединка со всеми негативными подробностями. Ведь это же был поединок каких-то бюргеров!

Герцог и другие знатные лица были отгорожены от противников решеткой. Первым появился истец, коим был Жакотен. Он вышел с непокрытой головой, был коротко острижен и затянут в одежды из кордовской кожи (кордуана). Примерно также выглядел и более низкорослый обвиняемый Магюо. Противники благочестиво преклонили колени и почтили приветствием герцога. Ожидая окончания последних приготовлений к поединку, противники сидели на затянутых черной тканью стульях. Зрители обменивались мнениями о шансах соперников, заключали пари и отмечали, что Магюо побледнел, целуя Евангелие.

Вот два слуги натерли противников жиром от шеи до щиколоток, натирают им руки золой и кладут им в рот по куску сахару. Затем противникам приносят палицы и щиты с изображениями святых, которые они целуют. Противники держат свои щиты острыми концами кверху, а другой руке у них палица и ленточка с благочестивыми изречениями.

Поединок начался с того, что Магюо заостренным концом щита кидает песок в глаза Жакотену. Затем последовал обмен ударами дубинками, то есть палицами, и вот уже Магюо повержен на землю. Жакотен бросается на него, хватает песок и начинает втирать его в глаза Магюо и заталкивать ему в рот. Магюо зубами вцепляется в большой палец противника. Жакотен, чтобы освободиться от этой хватки, давит другой рукой на глаза Магюо. Освободившись таким образом от захвата соперника, он начинает выкручивать ему руки. Магюо вопит о пощаде, но Жакотен вспрыгивает на спину поверженного соперника и пытается так переломить ему хребет.

Чуть живой Магюо тщетно молит об исповеди и, наконец, обращается с воплем к герцогу:

"О, повелитель Бургундии! Я так послужил Вам в Вашей войне против Гента! О Господин, Бога ради, пощадите, спасите мою жизнь!"
Поединок был прерван, но чуть живой Магюо был передан палачу и вздернут на виселице.

Хронист отмечает, что люди благородного звания были пристыжены зрелищем того, что им довелось увидеть. Ведь все это было очень далеко от идеалов рыцарского поединка.



Кодексу подчиняются и короли (Генрих V перед Азенкуром)

Вернемся все же к рыцарям и их кодексу поведения. В 1415 году незадолго перед битвой при Азенкуре Генрих V вечером проскочил деревню, которую квартирьеры определили ему для ночевки. Король же был человеком,
"который более всего соблюдал церемонии достохвальной чести".
Незадолго перед тем он велел рыцарям, отправлявшимся на разведку, снимать свои доспехи, чтобы на обратном пути они не навлекали на себя позора, грозящего тому, кто отступает в полном боевом вооружении. Так как сам король теперь был облачен в воинские доспехи, то он уже не мог повернуть обратно, и был вынужден провести ночь там, где оказался. Ему, правда, пришлось выдвинуть дополнительные караулы, но и только.



...а строптивые рыцари

Упоминавшийся ранее поход французов во Фландрию в 1382 году сопровождался постоянными распрями среди его участников из-за того, что большинство рыцарей желало постоянно идти в голове колонны. Один из рыцарей, которому было предписано держаться в арьергарде, упорно противился этому.



Фикция поединков на более низком уровне

Как я уже отмечал, рыцарские нормы поведения часто вступали в противоречие с реальными потребностями армии и страны, так что предводителям частенько приходилось охолаживать своих подчиненных. Так в 1386 году французский рыцарь Ги де ла Тремуйль и английский дворянин Пьер де Куртене решили провести поединок с тем, чтобы решить вопрос о первенстве между англичанами и французами. В это дело вмешались регенты Франции, герцоги Бургундский и Беррийский, и в самый последний момент успели предотвратить этот поединок.

Когда позднее герцог Бедфордский предложил схватку двенадцати против двенадцати, французские предводители ответили ему, что негоже, мол, идти на поводу у врага. Мы пришли затем, чтобы изгнать вас отсюда, и этого с нас вполне достаточно, так что ваше предложение отклоняется.



Осуждение поединков

Осуждение такой бесполезной формы проявления доблести, как поединок, можно найти и в книге "Le Jouvencel". Там говорится, что настаивающий на таком поединке чает нанести ущерб своему противнику, а именно, лишить его чести, дабы приписать самому себе пустую славу, которая мало что стоит. Меду тем как на деле он пренебрегает службой королю и общественным благом.

Что поделать! Это уже Позднее Средневековье.



Примеры поединков

Но все равно традиция рыцарских поединков сохранялась еще довольно долго. В Итальянских войнах получил известность поединок, известный как "Вызов при Барлетте", между Пьером Террелем де Баярдом (по прозвищу "Рыцарь без страха и упрека") и испанским военачальником Алонсо де Сотомайором в 1501 году.

Во время войн за независимость Нидерландов получили известность поединок между Людвигом ван де Кетулле и неким могучим албанским рыцарем в 1591 году, а также между нормандцем Пьером де Бреоте и Херартом Абрахамсом по прозвищу Леккербебеетье (Лакомый кусочек) на Фюгтовой пустоши в 1600 году.



(Продолжение следует)