Этюды из жизни семейства Сфорца. Часть V


Ворчалка № 467 от 13.04.2008 г.


Городской Совет, выражая волю народа Милана и всей Ломбардии, заявил, что в эту трудную минуту городу нужна твердая рука, а не какой-то там регент. Решение Совета было единодушным, так что в 1494 году Лодовико Сфорца стал седьмым герцогом Милана, а его жена Беатриче – герцогиней.



Французы же навели ужас на всю Италию одним видом своего войска, арьергард которого состоял из восьми тысяч швейцарцев. А конница, а артиллерия французов! Словом, сам Неаполь французы заняли совершенно без боя, да и на завоевание всего королевства им потребовалось не слишком много усилий. Но такая скоротечность событий совсем не входила в планы седьмого герцога Милана. Кроме того, Неаполь с такой военной силой, как армия Карла VIII, которая и не собиралась возвращаться во Францию, представлял угрозу для любого государства в Италии. Такое усиление Франции смутило и испанцев, и англичан, и императора, и папу, и многих других. К этой коалиции поспешил примкнуть и герцог Лодовико.



Видя такое положение дел, Карл VIII поспешил вернуться во Францию, по дороге в битве при Фернуово 6 июля 1495 года буквально за пятнадцать минут разгромив армию союзников. В этом бою коротышка-король проявил себя настоящим рыцарем, лично возглавив атаку своей конницы.



Но обоз французов итальянцы основательно разграбили и захватили при этом множество ценных реликвий. По свидетельству Франческо Гонзага, мужа Изабеллы д’Эсте, захватившего основные трофеи, там были меч и шлем, которые по преданию принадлежали Карлу Великому, рака с шипом от тернового венца, надетого на Спасителя, кусок от Креста Господня, частичка мощей святого Дени, а также альбом с портретами итальянских дам, привлекших внимание короля Франции.



А через год Лодовико испытал настоящее потрясение, когда скоропостижно умерла его двадцатидвухлетняя жена, произведя на свет мертворожденного ребенка. Дело было так. Беатриче была уже на довольно позднем сроке беременности, на здоровье не жаловалось, но ей было скучно и как-то не по себе. Чтобы ее развлечь 2 января 1497 года в комнатах замка устроили танцы, которые пришлось внезапно прервать, так как герцогине стало плохо. Вскоре она родила мертвого сына, а потом и сама скончалась. Медицина того времени была бессильна.



Убитый горем Лодовико написал отцу Беатриче, герцогу Феррары Эрколе I:
"Моя жена вчера в восемь часов вечера почувствовала внезапную боль. В одиннадцать вечера она родила мертвого сына, в половине первого душа ее улетела к Богу. Этот ужасный безвременный конец наполнил меня горечью и невыразимой тоской. Я предпочел бы умереть сам, нежели потерять самое любимое и драгоценное существо на свете".



По обычаям того времени похороны Беатриче состоялись ночью, но Лодовико был не в состоянии присутствовать на них. Две недели после похорон почти никто не видел Лодовико. Его покои были завешены черной тканью, и ел он стоя. Раз в сутки он надевал длинный черный плащ и шел к могиле жены.



Беатриче была похоронена перед алтарем церкви Санта Мария деле Грацие, но теперь гробница Беатриче и Лодовико находится в картезианском монастыре Павии. На гробнице изображены лежащие фигуры Беатриче и Лодовико, выполненные в натуральную величину. Фигуры изваял миланский скульптор Кристофоро Соларио.



Послу Феррары герцог сказал, что всегда просил Бога дать ему возможность умереть первым, но Бог распорядился по-своему. Если человеку дана возможность общаться с мертвыми, то он молится о возможности еще раз увидеть ее и поговорить с ней.



Смерть жены надломила Лодовико Сфорца, и его дела окончательно пошли на спад.



7 апреля 1498 года в возрасте тридцати семи лет умер Карл VIII. Он шел посмотреть на игру в мяч, и хоть сам король был небольшого роста, но он умудрился сильно стукнуться головой об еще более низкую арку. Через несколько часов король скончался от кровоизлияния в мозг, не оставив наследников, так как все его дети к тому времени уже умерли.



Королем Франции стал Людовик XII, дед которого герцог Людовик Орлеанский (1371-1407) был женат на Валентине Висконти, и поэтому новый король претендовал также и на Ломбардию с Миланом, считая только себя законным наследником герцогов Висконти, а Сфорца - узурпаторами. От Неаполя Людовик XII тоже не собирался отказываться.



В 1499 году французы в очередной раз вошли в Италию и 14 сентября захватили Милан. Лодовико бежал в Швейцарию, где стал набирать небольшую армию наемников. Миланцы в 1500 году восстали против оккупантов, ибо в город вернулся иль Моро с отрядом швейцарцев, но были разбиты. Лодовико снова хотел бежать и даже переоделся купцом, но был выдан французам своими недоброжелателями, когда он еще находился среди швейцарских солдат.



Людовик XII жестоко обошелся с тем, кого он считал узурпатором Милана, и до самой своей смерти в 1507 году иль Моро находился в заточении в различных замках Франции в долине Луары.



В крепости Лош сохранилась подземная тюрьма, где томился Лодовико иль Моро, а на камне в его камере сделана отметка на том месте, куда попадал единственный луч света. На стенах камеры сохранилось несколько фресок и грубых рисунков, которые приписывают иль Моро.



По преданию, в последние дни своего заключения Лодовико вырезал на стене своей темницы слова:
"Infelix sum". ("Я несчастный".)



Леонардо, покидая Милан после пленения иль Моро, сделал более подробную запись:
"Герцог потерял свое положение, свои владения и свободу, и ни одно из своих начинаний не увидел осуществленным".



Сыновья Лодовико иль Моро также побывали на герцогском престоле, но самостоятельной роли уже не играли.
Массимилиано Сфорца был посажен на герцогский престол испанцами в 1512 году, но в 1515 году вынужден был отказаться от него в пользу французского короля Франциска I после битвы при Мариньяно.
Его брат Франческо II Сфорца стал герцогом в 1520 году после того как император Карл V изгнал французов из Италии, а после его смерти в 1535 году править Миланом снова стали испанцы.



На этом я заканчиваю свои этюды о Сфорца.



Дополнение к этюдам: о "Тайной вечере" Леонардо

Часто приходится читать о том, что Леонардо писал свою "Тайную вечерю" целых шестнадцать лет. Это не совсем верно. Да, у Леонардо бывали и простои, и дни, когда он делал всего несколько мазков, но в общей сложности работал над "Тайной вечерей" Леонардо не более трех лет.



Герцог Лодовико Сфорца заказал эту работу Леонардо в 1495 году, которую тот закончил в 1497 году. Герцог собирался превратить церковь Санта Мария деле Грация в мавзолей Сфорца, и картина Леонардо должна была стать одним из его главных украшений.



Маттео Бандело невольно способствовал созданию легенды о длительности создания этой картины, оставив такое свидетельство:
"С рассвета и до заката он [Леонардо] не откладывал кисть, не вспоминал о еде и питье, писал без перерыва, после чего по два, три, а то и по четыре дня не прикасался к картине. Но и тогда час или два в задумчивости смотрел на фигуры и приходил, должно быть, к какому-то решению. Я видел, как от Корте Веккьо – там Леонардо работал над конной статуей – он шел под лучами полуденного солнца прямо в монастырь. Взбирался на леса, прибавлял несколько мазков и тутже удалялся".



В течение нескольких месяцев лик Христа и лицо Иуды оставались незаконченными, так что монахи пожаловались герцогу, будто художник не старается.
Леонардо объяснил, что вот уже почти год он каждый день ходит в гетто, чтобы найти лицо злодея, с которого он мог бы написать Иуду. И добавил:
"Если понадобится, напишу его с настоятеля!"