Андроник Комнин: воин, заговорщик, бабник и любимец народа. Часть XV. Свержение Андроника Комнина


Ворчалка № 665 от 26.05.2012 г.




Был в этой истории и смешной момент.
Так как Исаак Ангел пытался отстранить от себя венец Константина, то находившийся рядом с ним Иоанн Дука снял со своей головы шапку и просил, чтобы императорскую диадему возложили на его голову, сверкавшую обширной лысиной. Но народ закричал, что он не хочет, чтобы опять царствовал и управлял страной старик, что все и так уже претерпели много зол от седого Андроника.

Для церемонии провозглашения Исаака Ангела императором привлекли и патриарха Василия Каматира, который, увидев развитие событий, не очень и сопротивлялся. В это время поймали одну из златосбруйных императорских лошадей и привели её к Исааку Ангелу, который сел на неё и в сопровождении внушительной свиты, возглавляемой патриархом, покинул храм св. Софии.

Андроник Комнин в это время собирал своих сторонников, которых оказалось на удивление очень мало, и укрылся с ними в императорском дворце, где собирался оказать сопротивления мятежникам. Андроник не прятался за спины своих сторонников, а принимал активное участие в обороне своего дворца и стрелял из лука в мятежников.

Очень скоро император понял, что долго они не продержатся, и вступил в переговоры с предводителями мятежников. Андроник заявил, что он отрекается от власти и передаёт престол своему старшему сыну Мануилу. Это предложение Андроника только ещё больше ожесточило толпу, осаждавшую императорский дворец, и грязные ругательства полились не только на Андроника, но и на предложенного им наследника.

Вскоре одни из ворот Большого дворца были взломаны и толпы бунтующей черни стали растекаться по дворцу. Андроник понял, что дальнейшее сопротивление бесполезно и пора бежать. Он быстро сбросил императорские одежды и пурпурные сапоги, переоделся в одежду солдата из восточных провинций и надел
"на голову варварскую шапку, которая, оканчиваясь острием, похожа на пирамиду".
Чтобы не быть опознанным на улицах города, Андроник даже снял свой знаменитый золотой крест, который он постоянно носил в качестве оберега. На той же триере, на которой он прибыл в Константинополь, Андроник вернулся на Принцевы острова.

Вскоре после бегства Андроника Комнина в Большой дворец торжественно въехал Исаак Ангел, которого опять при большом стечении народа провозгласили императором. Из этого дворца Исаак Ангел разослал по всей Империи приказ о поимке Андроника Комнина с обязательством доставить его в цепях в Константинополь. Новый император также отправил несколько отрядов в погоню за Андроником.

Андроник же из своего дворца на Принцевых островах он взял только деньги и, прихватив двух своих любимых женщин, - флейтистку Мараптику и юную жену Анну, - он уже на маленькой лодке добрался до небольшого порта на восточном берегу Босфора в том месте, где пролив соединяется с Чёрным морем. Никита Хониат назвал этот городок Хила.

Хотя Андроник и был в простых одеждах, но магия его личности оказала на жителей города сильное влияние и они беспрекословно дали Андронику Комнину – по его властному требованию – корабль для плавания по Чёрному морю. Никита Хониат описывает это так:
"Жители того места, видя, что на нём нет никаких царских украшений, но что он, как беглец, спешит переправиться к тавроскифам, и что его никто не преследует, не осмелились, и отнюдь не сочли справедливым задержать его. Хотя он был уже и беззащитный зверь, тем не менее, они испугались его и при одном виде его дрожали. Они приготовили корабль, на который и сел Андроник со своими спутниками".


Куда собирался плыть Андроник Комнин, никто в точности не знает. Никита Хониат считал, что Андроник собирался бежать к тавроскифам, то есть в Крым. Другие историки полагали, что Андроник собирался найти убежище в одном из русских княжеств, например, в Галиче у своего союзника Ярослава Осмомысла (1119-1187). Но были также предположения о том, что Андроник собирался в Колхиду.

На какое-то время показалось, что удача опять сопутствует Андронику Комнину: он получил хороший корабль, ускользнул от узурпатора и вышел в тихое море. Но, видать, слишком велики были грехи нашего героя, ибо едва скрылся за горизонтом берег Малой Азии, как на корабль обрушился сильнейший шторм, и сильные волны погнали его обратно к малоазийскому берегу.

Вскоре после того как корабль был выброшен волнами на берег (Никита Хониат для усиления драматического эффекта говорит, что корабль несколько раз выбрасывало на берег), его обнаружили стражники, посланные Исааком Ангелом для поимки Андроника Комнина. Андроника сразу же связали и бросили в лодку, чтобы переправить его вместе со спутниками в Константинополь. В этот момент Андроник в последний раз в жизни попытался применить свои актёрские способности.
Никита Хониат пишет:
"Он разлился трогательной, патетической жалобой, перебирая все струны инструмента, как самый искусный музыкант. Он напоминал о знатности своего рода, из какой знаменитейшей семьи он происходил, и как раньше судьба была к нему милостива, и как его прошлая жизнь, даже когда он без пристанища скитался по всему миру, заслуживала быть прожитой, и насколько обрушившееся теперь на него несчастие было достойно возбудить сострадание. И обе сопровождавшие его женщины подхватывали жалобу и делали её ещё более жалостной. Он задавал тон; они подхватывали и продолжали его песню".


Но всё было напрасно, и, возможно, в первый раз за всю жизнь его красноречие и актёрское мастерство подвело своего исполнителя.
В Константинополе Андроника заключили в тюрьму Анема, что примыкала к стене Влахернского дворца. В тюрьме Андроника заковали в ножные кандалы, а на шею надели две большие цепи вроде тех, в которых держат на привязи львов.

В таком виде и предстал Андроник Комнин перед Исааком Ангелом во Влахернском дворце. Почему во Влахернском дворце? Дело в том, что Большой дворец, в который первоначально въехал Исаак Ангел, был полностью разграблен взбунтовавшимся народом.

Никита Хониат так описывает события после бегства Андроника Комнина из Большого дворца:
"Так как дворец был открыт, и никто не мешал и не препятствовал множеству собравшегося народа, то народ расхитил не только все сокровища, какие хранились в хрисиоплисиях [хранилищах казны], - а тут было, кроме слитков, двенадцать кентинариев золотой, тридцать серебряной и двести медной монеты, - но и всё вообще, что легко мог унести на руках один человек или даже несколько соединившихся людей. Равным образом и из оружейных палат похищено было множество оружия. Грабеж простерся даже и на храмы, находившиеся в царском дворце; и здесь сорваны были украшения со святых икон и даже украден тот священнейший сосуд, в котором, как говорит давнишняя молва, дошедшая и до нас, хранилось письмо Господа, собственноручно написанное Им к Авгарю".


Этот текст требует небольших пояснений.
Кентинарий – это весовая единица равная примерно 32,7 кг или ста римским фунтам.
Авгарь (или Абгарь) – правитель небольшого эллинистического государства Осроен в Северной Месопотамии со столицей в Эдессе.
Здесь речь идёт о правителе по имени Авгарь V бар Ману Уккама, который царствовал с 4 года до Р.Х. по 7 год от Р.Х. и с 13 по 50 гг. от Р.Х. Уккама – это прозвище правителя, означающее “чёрный”. Авгарь известен тем, что когда он узнал о преследованиях, которым подвергался Иисус Христос у иудеев, то предложил ему поселиться в своём государстве. В ответном послании Иисус Христос написал:
"Блажен ты, если уверовал в меня, не видев меня".
Но приглашение Авгаря Иисус Христос отклонил, так как он ещё
"должен исполнить здесь [в Иерусалиме] всё, ради чего послан".


Но я немного отвлёкся.
Проведя пару дней в полностью разграбленном дворце, Исаак Ангел переехал во Влахернский дворец, где перед ним вскоре предстал Андроник Комнин, в цепях и кандалах.
Новый император сам не стал унижать поверженного соперника, а отдал его на поругание своим придворным, которые вскоре после потока оскорблений и отборной ругани перешли к прямому рукоприкладству и истязаниям. Андроника били по щекам, затем по всем остальным частям тела, выщипывали ему волосы из бороды и на голове, и даже вырвали или выбили ему несколько зубов.
А ведь всего несколько дней назад все эти “люди” буквально состязались за право полизать Андронику задницу!

После этого Андроник вывели на площадь перед дворцом и отдали на общее поругание черни. Никита Хониат отмечает, что теперь
"над ним издеваются и бьют его кулаками по лицу даже женщины, и особенно те, чьих мужей он умертвил или ослепил".
После долгих истязаний Андронику Комнину отрубили кисть правой руки и опять бросили его в ту же тюрьму, где он несколько дней провёл без еды и питья.

Могучий организм старого воина вынес все эти испытания, и тогда его снова вытащили из тюрьмы и подвергли новым пыткам.
Андронику выкололи правый глаз, обрядили его в короткое и ветхое рубище, посадили на запаршивленного верблюда и в таком виде, с непокрытой головой, водили по Константинополю под палящим солнцем.

Я пока больше не могу. Я должен взять паузу перед тем как перейду к описанию последних часов Андроника Комнина. Рука не поднялась написать слово "жизни", ибо то, что сотворили православные жители Константинополя со своим свергнутым императором, не могло привидеться даже Данте при его описании Ада. Пожалуй, до начала XX века это было одним из самых трагических описаний бессмысленной жестокости людей в истории человечества.

Андроник Комнин: воин, заговорщик, бабник и любимец народа. Часть XIV

(Продолжение следует)