Очерки истории Элама. Часть V. Правление династии Эпартидов


Ворчалка № 872 от 13.11.2016 г.




Известно, что после смерти царя, престол в Эламе наследовал его брат, “управитель Элама и Симаша”; старший сын умершего царя, правитель Суз, становился “управителем Элама и Симаша”, то есть наследником престола; а правителем Суз становился старший сын нового царя. Но это было лишь в идеальном случае, а в действительности указанный порядок часто нарушался из-за достаточно высокой смертности даже среди представителей правящей верхушки.

К сожалению, мы не знаем, кто был “управителем Элама и Симаша” при Эпарти, и занимал ли кто-нибудь эту должность с соответствующим титулом, так как по имеющимся источникам наследником Эпарти стал его “любимый сын” Шилхаха. На основании надписи “любимый сын” некоторые учёные сделали вывод о том, что Шилхаха не был старшим сыном Эпарти, но это вряд ли справедливо.

Большую роль в формировании состава династии Эпартидов сыграла дочь Эпарти, имени которой мы не знаем, и которую сохранившиеся надписи именуют “сестрой Шилхахи”. Позднейшие Эпартиды получали право на престол только в том случае, если могли доказать своё происхождение от “сестры Шилхахи”.
Некоторые исследователи считают этот обычай пережитками матриархата, но, скорее всего, линия прямых потомков самого Шилхахи довольно скоро пресеклась.

Итак, Эпарти при своей жизни сделал сына Шилхаху суккаль-махом, аттой и царём (правителем) Аншана и Суз; фактически Шилхаху становился соправителем своего отца Эпарти, но если Эпарти обязан был постоянно находиться в Сузах, то Шилхаху мог и должен был передвигаться по всей стране. Аттахуша был назначен суккалем и тепиром (главным писцом) народа Суз, причём в надписях он назван руху-шаком, что может означать две возможности: он был или сыном Шилхахи, или его племянником.

Подобное разделение власти носило любопытный характер: так распоряжения суккаль-маха относительно территории Сузианы должны были утверждатьсяя суккалем, правителем Суз, и только после этого они ступали в силу.

Эпарти правил в период , который приблизительно оценивается в 1850-1830 гг. до Р.Х. Подробностити егправленияия нам пока не слишком известны кроме того факта, что он успешно отразил вторжение вавилонского царя Сабиума (или Сабу-у, правил1845-1831).
Эпарти наследовал его сын Шилхаху, правивший примерно в период 1830-1800 гг. до Р.Х., который первым стал называть себя суккаль-махом, то есть верховным правителем, а также царём Аншана и Суз. Но после его смерти последний титул надолго исчезает из титулатуры правителей Элама. Возможно, это связано с тем, что Шилхаху проиграл войну вавилонскому царю Апиль-Сину (правил 1831-1812), но подробности этих событий нам пока неизвестны.

Следует сказать и несколько слов об человеке, который известен как суккаль Суз по имени Аттакхушу (1835-1805 гг.). Считалось, что он был племянником Шилхахи, но суккаль-махом так и не успел стать. Впрочем, в последнее время появились и другие предположения, о которых я скажу позже.

Аттакхушу известен прежде всего своей активной деятельностью в качестве строителя в Сузах: он продолжал строительство большого храма богу Иншушинаку, начатое ещё его дедом Эпарти, и завершил строительство храма богу Луны — Напиру. Да и сам Аттакхушу посвятил различным богам несколько святилищ.
Аттакхушу также раздвинул границы Суз: он построил на западном берегу реки Улай укреплённый дворец и соединил его с Сузами новым мостом.

Следующим суккаль-махом стал Ширктух I (Ширукдух, правил 1800-1770), племянник или даже сын Шилхахи. При нём суккалем Суз стал Сивепалар-хухпак.
Известно, что Ширктух I активно вмешивался в дела Месопотамии, что его в конце-концов и сгубило.

Вавилоном тогда правил Хаммурапи (1793-1750), который активно расширял свои владения. Всё время возникали различные коалиции, состоявшие из правителей Вавилона, Мари, Эшнунны и других городов-государств. В 1772 году Ширктух I заключил союз с правителем Эшнунны Ибаль-пи-Элем II (правил 1779-1765) и вскоре союзные войска осадили город Рацама (Рапикум). Однако Хаммурапи в союзе с правителем Мари Зимри-Лимом (правил 1775-1759) в 1770 году разгромил осаждавших, и возможно именно в этом сражении погиб Ширктух I. Во всяком случае, таблички из Мари того периода говорят о том, что “суккаль Суз и Элама был убит”.

Впрочем, вполне возможно, что это сообщение относится к смерти следующего суккаль-маха — Симутварташа (правил 1770-1768), младшего брата Ширктуха I. Во всяком случае он правил очень недолго и, возможно, погиб в борьбе против вавилонян. При нём суккалем Суз стал Кутчулуш I.

Его сменил Сивепалар-хухпак (правил 1768-?), занимавший при Симутварташе пост управителя Элама и Симаша. Теперь этот пост занял Кутучулуш I, а суккалем Суз стал Шуллим-Кутур, известный только по надписям из Мари.
Первые четыре года правления Сивепалар-хухпака ознаменовались значительными политическими и военными успехами, так что в позднейших царских списках Элама его всегда вносили в число великих правителей. Впрочем, смотрите сами на его деяния.

С первых же дней своего правления Сивепалар-хухпак стал искать союзников для борьбы против нарастающего могущества Вавилона, который стремился к гегемонии во всей Месопотамии, но делал это последовательно, шаг за шагом, чему немало способствовало и длительное правление Хаммурапи — 43 года на троне.
Сивепалар-хухпаку удалось привлечь на свою сторону правителей Эшнунны, Малгиума, Субарту, а также царицу Навара, которая обязывалась выставить десять тысяч воинов для борьбы против Хаммурапи, но 10 000 — это скорее всего просто ритуальный оборот, обозначавший союзнические обязательства.

Образовавшаяся коалиция сразу же достигла значительных успехов и потеснила армии вавилонян, но вскоре среди союзников возникли разногласия. Сивепалар-хухпак и другие его союзники в 1766 годы совместно выступили против правителя Эшнунны Ибаль-пи-Эля II и осадили город. К союзникам, несмотря на свои дружеские отношения с правителем Эшнунны, примкнул и правитель Мари Зимри-Лим, который надеялся извлечь для себя выгоду из создавшейся ситуации.

Весной 1765 года город Эшнунна был захвачен союзниками и владения Ибаль-пи-Эля поделены между ними. Сивепалар-хухпак присоединил к своим владениям Эшнунну, сделав его своей резиденцией, поставил в городе эламский гарнизон, а всех воинов побеждённой армии он включил в состав своей победоносной армии.
Урвал свою долю и Хаммурапи, наблюдавший за этой схваткой со стороны; он прихватил города Маниксум и Ули.

Примерно на год-полтора Сивепалар-хухпак стал гегемоном в Месопотамии; это был его звёздный час, но удержать свои позиции он не смог, так как недооценил силы Вавиллона и мудрость его правителя.
Хаммурапи не стал вести войну сразу с силами всей коалиции, а начал бить союзников по частям. Первым понял, куда дует ветер Зимри-Лим, переметнувшийся на сторону Хаммурапи ещё до начала его победоносных походов.
По другой версии, Зимри-Лим просто не успел присоединиться к войскам коалиции.

Хаммурапи поочерёдно разгромил армии всех союзников, а затем настал черёд и войску Сивепалар-хухпака, которое было разгромлено вавилонянами в 1764 году.
Хаммурапи очевидно не штурмовал Сузы и не ставил там свой гарнизон, но с тех пор Сивепалар-хухпак именовал себя просто “правителем Элама”, а царский титул исчез. Очевидно Элам на какое-то время попал в вассальную зависимость от Вавилона, а о гегемонии в Месопотамии правителям Элама пришлось на некоторое время забыть, да и территория государства несколько съёжилась.

После окончания этой серии войн Хаммурапи с гордостью начертал, что он победил
"войско Элама, напавшее с границы Варахсе, а также субареев, кутиев, Эшнунну и Малгиум, которые участвовали в походе своими войсками".
Следует отметить, что окончательно Эшнунну, которую в 1764 году возглавил Цилли-Син, Хаммурапи удалось захватить в 1762 или 1761 году.

Имеются некоторые основания предполагать, что после поражения от Хаммурапи, Сивепалар-хухпак совершил успешный поход против племён Иранского нагорья.
От времени правления суккаль-маха Сивепалар-хухпака сохранилась только одна, да и то сильно повреждённая надпись.

Приведу несколько фрагментов из сохранившихся фрагментов (извините за повтор!) этой надписи:
"О, бог Иншушинак, владыка верховного города [Суз]! Я, Сивепалар-хухпак, умножитель царства, правитель Элама, сын сестры Ширктуха. Во имя моей жизни, во имя жизни моей матери почитаемой, моих младших родственников и их детей я [посвятил этот храм]...
О, бог Иншушинак, великий властелин! Я, Сивепалар-хухпак, принося жертвы, взываю к тебе — услышь мою мольбу! В течение дня и ночи, чтобы заслужить твою милость, я поистине принёс тебе в жертву народ Аншана и Суз!..
Пусть врагов пожирает огонь, да будут повешены на столбах их союзники! Сожжённые, истерзанные, закованные в кандалы, пусть будут брошены к моим ногам!"
Обратите внимание, что Сивепалар-хухпак уже не именует себя царём Элама.

Вальтер Хинц в том числе и на основании слов “умножитель царства” в этой надписи сделал предположение об успешном походе Сивепалар-хухпака на Иранское нагорье.

Стоит честно отметить, что о деятельности Сивепалар-хухпака после поражения от Хаммурапи практически ничего не известно. Мы не знаем, правил ли он страной от имени Хаммурапи, или последний назначил на правящие должности своих ставленников. Об этом у нас нет никакой достоверной информации, и эта лакуна охватывает период до 1745 года, когда новым суккаль-махом Элама стал Кутчулуш I, младший брат Сивепалар-хухпака.
Возможно, причиной принятия старого титула правителем Элама, стал начавшийся после смерти Хаммурапи упадок Вавилона при его преемнике Самсу-Илуне (1750-1712).

Больше о правлении Кутучулуша I нам практически ничего не известно, кроме того, что вскоре после принятия нового (старого) титула, он назначил суккалем Суз своего сына Кутир-Наххунте I (правил 1730-1700).

Очерки истории Элама. Часть IV. От захвата Ура до династии Эпатридов

(Продолжение следует)