Слово предоставляется Альберту Эйнштейну, вып. 5


Анекдоты № 283 от 15.01.2005 г.


Из неопубликованной статьи о терпимости (1934 год)

"Если спросить, что такое терпимость, на память приходит шутливое определение "умеренности", которое дал остроумный Вильгельм Буш:
"Умеренность - это удовольствие, которое мы извлекаем
Из тех вещей, которые не получаем".
По аналогии могу сказать, что терпимость - это доброжелательное и корректное отношение к тем качествам, взглядам и поступкам других лиц, которые идут вразрез в вашими привычками, верованиями и вкусами. Быть терпимым - не значит быть равнодушным к поступкам и чувствам других людей. Можно понять их и сочувствовать им...
...наиболее важное проявление терпимости - это терпимость общества и государства к отдельной личности. Государство обеспечивает личности безопасность, необходимую для ее развития. Но если государство становится главенствующей самоцелью, а индивидуум превращается в лишенное своей воли колесико, тогда исчезают все прекрасные цели".



Отношение к СССР

В начале пятидесятых годов в СССР в рамках борьбы с космополитизмом начались открытые нападки на Эйнштейна и его труды, в которых он обвинялся в идеализме и субъективизме. В архиве Эйнштейна сохранились заметки, написанные по поводу этих нападок. Вот некоторые выдержки из них:
"Когда Всевышний устанавливал Законы Природы, его беспокоило сомнение, которого он не разрешил и в дальнейшем: насколько будет нелепо, если когда-нибудь Высшие Авторитеты диалектического Материализма отменят часть или даже все Законы Природы.
Позже, когда он создавал Пророков и Мудрецов Диалектического Материализма, сомнение вновь прокралось в его душу. Однако он быстро успокоился. Ибо понял:
Пророки и Мудрецы не захотят утверждать, что положения Диалектического Материализма противоречат Разуму и Истине".
Мы, живущие в этой стране, знаем, что в данном вопросе Эйнштейн ошибался.



Еще о религии (1947 год)

"Если бы все последователи современных религий старались думать и действовать в духе основателей этих религий, не было бы никакой вражды на религиозной почве. Ибо легко было бы показать приверженцам различных вероисповеданий, что даже различия самих религий не имеют серьезного значения".



Отношение к работе (1949 год)

"Поистине загадка: что заставляет человека так дьявольски серьезно относиться к своей работе? Для кого? Для себя - но ведь мы живем так недолго. Для современников? Для потомства? Нет, это остается загадкой".



Отношение к юбилею

На 1955 год в Берне была запланирована научная конференция в честь пятидесятилетия создания теории относительности. Макс фон Лауэ пригласил Эйнштейна на конференцию в качестве почетного гостя, но Эйнштейн отказался (за два месяца до смерти):
"Старость и болезни не позволяют мне участвовать в таких чествованиях, и должен признаться, что эта дарованная мне свыше вольность приносит чувство облегчения. Мне всегда было неприятно все, связанное с культом личности".



Последние две минуты

В 1950 году на американском телевидении готовилась программа "Как бы я провел последние две минуты". К этой программе предполагалось привлечь многих известных людей. Послали приглашение и Эйнштейну, который ответил отказом:
"Я не могу принять участие в планируемой телевизионной передаче "Последние две минуты". Мне представляется не столь уж важным, как человек проведет последние две минуты перед кончиной".