Ислам: влияние на средневековую Европу. Часть I


Анекдоты № 651 от 06.07.2012 г.




Значение Ислама

В сочинении Мартина Лютера (1483-1546) "О войне с турками" Коран был назван учебником насилия, а сами турки охарактеризованы как убийцы и насильники.
Шло время, и в 1965 году Вселенский собор в Ватикане признал заслуги Ислама в передаче истин, касающихся Бога и его всемогущества, Иисуса, девы Марии, пророков и апостолов.

Угрозы Италии

В IX веке мусульмане захватили Сицилию и угрожали Неаполю и Риму. Известно, что римский папа Иоанн VIII (820-882, папа с 872 г.) два года платил дань мусульманам, но европейские историки не очень любят вспоминать об этом.

Джихад

Академик Василий Владимирович Бартольд (1869-1930) так в своё время написал о джихаде:
"Джихад (война за веру) был прежде всего источником материальных благ. Слова Корана о борьбе с неверными и райском блаженстве, ожидающем павшего в бою, должны были вызвать также религиозное одушевление, без которого были бы немыслимы блестящие успехи мусульманского оружия; но это воодушевление явилось позже и прошло быстрее, чем думает большинство писавших об исламе".
Немного дальше Бартольд пишет:
"С распространением культуры и городской жизни изменилось также отношение к джихаду. Для культурной Сицилии джихад в X веке был тягостной воинской повинностью, от которой всеми мерами старались освободиться. От выполнения этой повинности освобождались лица, избравшие педагогическое поприще, и арабский автор замечает, что по этой причине число педагогов в Сицилии далеко превышало существующую потребность".
Целью джихада за пределами Аравии было не обращение жителей в ислам, а подчинение их мусульманским порядкам. Иудеи и христиане считались монотеистами и получали статус покровительствуемых, зимми. Они сохраняли внутреннее самоуправление и должны были платить налоги. Переход зимми в мусульманство не поощрялся, так как это уменьшало налоговые поступления. Арабы брали на себя только верховное управление и сбор налогов.

Пособия на джихад

Первоначально все мусульмане ежегодно получали из казны пособие и могли полностью посвящать себя джихаду и другим общественным обязанностям. Система выдачи этих пособий прекратилась около 750 года, то есть уже после завоевания Испании, но до захвата Сицилии.

Влияние мусульманства на Сицилии

Хотя к концу XI века христиане и отвоевали Сицилию у мусульман, но образ жизни на острове первое время оставался скорее мусульманским, так что первого короля Сицилии Роджера II (1095-1154) часто называли “крещёным султаном Сицилии”.

Уважение к христианским святыням (Компостела)

В начале IX века в Галисии был найден древнеримский саркофаг. Сразу же родилась легенда о том, что некий монах Пелахо увидел путеводную звезду и, следуя за ней, обрёл нетленные мощи св. апостола Иакова (Сантъяго).
В конце IX века король Альфонс III (848-910, король Астурии с 866) приказал построить над мощами небольшую церковь, а образовавшееся вокруг мощей поселение стали называть Компостела (“Указанное звездой”).
Слава об этом святом месте быстро распространилась по всему христианскому миру. И не только.
В 997 году Компостелу захватил и разграбил знаменитый Альманзор (939-1002), однако он не потревожил почитаемое святилище. Правда, колокола с церкви он приказал отправить в Кордову, и нести их должны были пленные христиане на своих плечах.
[Альманзор – так христиане называли Мухаммеда ибн Аби Амира, который объявил себя аль-Мансуром, то есть – Победоносным.]

Границы торговли для европейцев

Итальянские торговцы сразу же после великих арабских завоеваний свободно доставляли свои грузы в Тунис и Египет, а потом и в Испанию, но этим их торговые операции с миром ислама и ограничивались. Правители мусульманских государств запрещали европейцам транзитную торговлю через Красное море или Судан. Впрочем, итальянцы стали придерживаться аналогичного принципа в отношении торговли с Центральной и Восточной Европой.

О компасе

До сих пор многие считают, что компас изобрели китайцы чуть ли не в III тысячелетии до Р.Х. В основе такого заблуждения лежит одно неверно истолкованное сообщение о наблюдениях древних китайцев за проявлениями природного магнетизма.
На самом деле, первое упоминание в китайских источниках об использовании именно компаса относится к 1100 году, да и то они заимствовали этот прибор у арабов. В европейских источниках первое упоминание о компасе относится к 1187 году.
Когда же с китайскими торговцами встретились европейцы, то выяснилось, что китайские компасы значительно уступают европейским. Арабские же торговцы в искусстве мореплавания во времена Вашку да Гамы совсем не уступали португальским морякам.

(Продолжение последует)