Николай Иванович Фешин: несколько заметок о жизни и творчестве гениального российского художника


Анекдоты № 717 от 06.12.2013 г.




Николай Иванович Фешин (1881-1955), - он родился, между прочим, в Казани, - не относится (а жаль!) к числу самых известных российских художников, а на Западе его просто считают американским художником, хотя в США он уехал только в 1923 году, и большую известность приобрёл ещё задолго до отъезда.

В 1900 году Фешин поступил в Академию художеств и в 1903 году перешёл в мастерскую И.Е. Репина. Прямым учеником Репина наш герой не является, хотя именно от него Фешин получил знания об основных принципах современной живописи, а также познакомился с творчеством импрессионистов. Вот видение мира импрессионистами, - даже некоторыми постимпрессионистами, - и их палитра оказали очень заметное влияние на творчество Фешина. К урокам же прочих модернистских течений Фешин остался практически равнодушен.

Признание к Фешину пришло в 1908 году, после того как на весенней академической выставке была представлена его картина “Дама в лиловом” (“Портрет неизвестной”), и музей Академии сразу же приобрёл это полотно.
В следующем году на выставке в Мюнхене эта картина получила малую золотую медаль, открыв Фешину путь к мировой известности и славе.

Широкую известность в России Фешин приобрёл в 1909 году, после того как публика увидела его дипломную работу “Капустница”, но настоящий фурор произвела его “Черемисская свадьба”. Эти картины сочетали в себе угрюмость передвижничества, светлую палитру импрессионистов и своеобразную технику письма самого Фешина. Недаром в то же 1909 году Фешин со своей “Черемисской свадьбой” участвовал в летней выставке передвижников. На этом основании советские и российские критики часто относят Фешина к кругу передвижников. И совершенно напрасно.

В России “Черемисскую свадьбу” восторженно приветствовали и левые, и правые. Левые восторгались мрачноватым реалистическим сюжетом, правые – композиционным мастерством, техникой и палитрой художника.
Однако в Мюнхене это полотно, в отличие от других картин Фешина, внезапно ожидал более чем прохладный приём.
Впрочем, на выставке в Питсбурге в 1910 году эту картину сразу же приобрёл американский финансист и коллекционер Уильям С. Стиммел.

Очень понравился американцам и портрет Н.М. Сапожниковой. В одной из газет говорилось:
"Портрет M-lle Сапожниковой может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке. Этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно-разработанный... представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению".
А ведь на этой выставке были представлены работы Ренуара, Моне, Писарро и других уже очень известных художников.
Всего за российский период своего творчества Фешин выставлялся в Питтсбурге пять раз, не считая выставок в Нью-Йорке, Сан-Франциско и других городах США.

Надежда Михайловна Сапожникова (1871-1942?) была одновременно подругой, ученицей и меценатом Фешина. Она поступила в Академию в 1908 году, а в 1910 году совершила вместе с Фешиным большое путешествие по Европе. Из Парижа Фешин поехал в родную Казань, где несколько лет преподавал в местной художественной школе, а Сапожникова на два года задержалась для совершенствования своего мастерства.
Фешин тоже подумывал о том, чтобы задержаться в Париже, но потом признался:
"...я обнаружил, что просто не в состоянии учиться у кого-либо ещё, настолько устал я от учёбы за 13 долгих лет".


В 1913 году Фешин женился на своей ученице и секретарше Александре Николаевне Белькевич (1892-1983), а в 1914 году родилась их единственная дочь Ия, Ия Николаевна Фешина (1914-2002).

Своим ученикам в Казанской школе Фешин советовал не обращать слишком много внимания на различные модернистские манифесты и течения. Он говорил:
"Вы их не слушайте, и не сворачивайте со своего пути. Это всё мода. Сейчас все девушки носят узкие юбки, потом будут носить широкие..."


Большие жанровые картины, например, “Обливание”, Фешин создавал только до своего отъезда из России в 1923 году, но уже в этот период своего творчества главное место среди его произведений стали занимать портреты. Именно тогда Фешин создал такие шедевры, как “Портрет Вари Адоратской” и “Дама в розовом” (Портрет Н. Подбельской).

Революция 1917 года непосредственно семью Фешина не затронула, так как среди его учеников оказались достаточно влиятельные деятели новой власти, но от тифа и голода спасти не могли и они. В 1919 году Фешин потерял родителей, да и сам вскоре заболел туберкулёзом.

При большевиках Фешин потерял частные заказы, до 1921 года никаких связей с заграницей у него не было, так что приходилось художнику зарабатывать себе и своей семье на жизнь выполнением официальных заказов. По фотографиям он создал портреты вождей и руководителей новой власти – Ленина, Маркса, Луначарского и др. Для музыкальной школы он написал портреты многих известных композиторов: Бетховена, Листа, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Паганини и А. Рубинштейна.

Однако такая работа никак не устраивала Фешина, а тут ещё туберкулёз, да и жена постоянно доставала жалобами на нищету, так что в 1923 году художник решил перебраться в США, и помог ему в этом уже упомянутый мистер Стиммел.

При отъезде из России Фешина провожал только художник Фёдор Александрович Модоров (1890-1967). Фешин на платформе вокзала напоследок объяснял Модорову причины своего отъезда:
"Ты ведь знаешь, только голод и туберкулёз вынуждают меня уехать в Америку".
Хотя на самом деле, все мозги Фешину выела его жена, которая каждый день твердила о необходимости уехать заграницу, где можно заработать приличные деньги.
Модоров сделал последнюю робкую попытку отговорить мэтра от принятого решения:
"Николай Иванович, может, ещё не поздно остаться?"
Фешин только покосился в сторону жены с дочкой и сокрушённо сказал:
"Сие невозможно, дорогой мой Модоров. Совершенно невозможно".


В США Фешин сначала обосновался в Нью-Йорке и занялся преподавательской деятельностью. Американский художник Дин Корнуэлл (1892-1960) писал, что
"как преподаватель Фешин скорее излагал философию искусства, чем просто учил технике".
Сам же Фешин о своих американских учениках писал, что они
"довольствуются внешними эффектами, а если я правлю работы, просят их подписать".


Кроме преподавания, Фешин в США много участвовал в различных выставках, его картины очень охотно покупались различными музеями и частными коллекционерами, но в 1926 году из-за обострения запущенного туберкулёза он переехал вместе с семьёй в маленький городок Таос (штат Нью-Мехико), где и прожил до 1933 года.
Здесь он написал много портретов индейцев (индианок) и мексиканцев (мексиканок), а дочь Ия шутила, что его индианки похожи на татарок.

Картины Фешина хорошо продавались, заказов было много, так всё и продолжалось до 1934 года, пока госпожа Фешина не решила бросить своего мужа. При разводе Фешин оставил жене дом и картины, а сам с дочерью (Ия осудила мать за этот поступок и осталась с отцом) переехал сначала в Нью-Йорк, а несколько позднее перебрался в Лос-Анджелес.

Госпожа Фешина в 1936 году рассказывала Ильфу и Петрову о своей трудной и мучительной жизни с художником – ведь они совершенно не подходили друг другу.
Сам же Николай Иванович в письме брату Петру несколько иначе описывал причины развода с женой:
"Увлеклась одним поэтом, сама захотела быть писательницей. Ты знаешь её взбалмошный характер, поставила всё вверх дном. Изломала мне жизнь, не шутка, проживши с человеком 20 лет, начинать строить жизнь сначала. Мне было нестерпимо больно. Конечно, при разводе она взяла всё ценное, что было приобретено мной здесь, в Америке, и мы теперь с Ийкой настоящие бездомные бродяги. Исковеркала и нам и себе жизнь и мается теперь, стараясь доказать и себе и всем, что она великий гений..."
Ия Николаевна всегда подтверждала версию отца.

С молодым поэтом госпожа Фешина вскоре рассталась, писательницей так и не стала, правда, в 1938 году ей удалось издать одну книжку, и остаток жизни провела в Таосе, перебиваясь подачками и продавая картины и рисунки своего бывшего мужа.

В Калифорнии Фешина ожидал большой успех, он опять начал преподавать, а его картины (преимущественно портреты) хорошо продавались. Здесь Ия вскоре вышла замуж, и остаток жизни Фешин провёл в одиночестве.
Незадолго до смерти Фешин написал автобиографию, но на русском языке её пока не издавали.

В 1976 году Ия Фешина перезахоронила прах отца в Казани, а в 2011 году рядом с этой могилой перезахоронили и прах Ии Николаевны Фешиной.

Послесловие

В 1926 году Илью Ефимовича Репина спросили:
"Кто, на Ваш взгляд, наиболее талантлив из современных русских живописцев?"
Не задумываясь ни на секунду, Репин коротко ответил:
"Фешин".


Анекдоты о художниках и их друзьях. Вып. 7

(Продолжение следует)