Джордж Бернард Шоу: анекдоты из жизни писателя. Вып. 3. Шоу о музыке и об американцах


Анекдоты № 749 от 22.08.2014 г.




Аделина Патти

Бернард Шоу в свойственной ему манере так описывает выступление знаменитой певицы Аделины Патти (1843-1911):
"Мне всегда забавно бывает смотреть, как огромная аудитория, состоящая из людей, живущих в городских домах и виллах, с увлажнёнными глазами слушает, как упитанная дама, происходящая из прославленного валлийского замка, пылко поет:
"О, верните мне домик мой, крытый соломой".
Концерт прошёл с большим успехом: были и букеты, и взрывы восхищения, и неумеренные излияния восторга, и обряд целования детишек, актриса великодушно делилась славой и аплодисментами всё с теми же музыкантами. В общем, всё было как обычно..."


О театральных костюмах в “Евгении Онегине”

В 1892 году Шоу едко прошёлся по поводу костюмов к постановке в Лондоне оперы Чайковского “Евгений Онегин”:
"Костюмы были на все случаи жизни, однако ощущалась их острая нехватка, и танцующие появлялись на балу у князя Гремина в третьем акте в тех же костюмах, что и на балу у мадам Лариной во втором. Онегин дрался на дуэли, облаченный в чёрный сюртук с двумя рядами сверкающих золотых пуговиц, что превращало его идеальную мишень для стрельбы, и он, без сомнения, был бы убит, если бы не стрелял первым.
Прошли годы, и Онегин, уже поседевший, явился на любовное свидание в том же самом сюртуке. По существу, то, что задал зрительному залу синьор Лаго, произнеся фразу Онегина:
“Я многое переменил, однако
Переменить не смог я...” -
было викториной типа “угадай пропущенное слово”.
Недостающее слово здесь “сердца”, но девять десятых зрителей угадывают слово “фрака”".


Музыкальный псевдоним

Свои музыкальные рецензии Шоу подписывал как Corno di Bassetto, т.е. бассетгорн, духовой музыкальный инструмент, который в то время практически вышел из употребления, но ждал своего часа.

Мнимое самоуничижение

Понятно, что множество рецензий в подобном духе вызвало острую реакцию, как у музыкальных деятелей, так и у собратьев по перу; Бернарда Шоу даже стали обвинять в невежестве, на что Шоу в 1893 году ответил в свойственной ему манере:
"Сперва я никак не мог понять то жесточайшее разочарование и полную утрату интереса к моей личности, которые начинали испытывать те из моих знакомых, в чьих домах я по-неосторожности обнаруживал некоторые обрывки дилетантской просвещённости. Однако, в конце концов, я всё-таки привык к наивному восклицанию:
"А! Так вы всё-таки понимаете в этом кое-что!" -
и теперь я с особой тщательностью слежу за тем, чтобы не обнаружить своих знаний. Когда в каком-нибудь доме мне протягивают ноты инструментальной музыки и спрашивают моё мнение о ней, я непременно держу перед собой листок с нотами вверх ногами и с видом знатока изучаю его в этом положении.
Когда хозяева приглашают меня испробовать их новый роскошный рояль, я для начала делаю попытку открыть его не с того конца; а когда юная леди из того же семейства сообщает мне, что обучается игре на виолончели, я спрашиваю, не резало ли ей вначале губы мундштуком. Подобное моё поведение приносит всем глубочайшее удовлетворение, и сам я получаю от этого гораздо большее удовольствие, чем полагают окружающие. Но, в конечном счёте, я так дурачу только дилетантов".


Удачный подход к американцам

Бернард Шоу никогда не льстил Америке, часто дразнил прессу и публику США. Однажды он так написал об американцах:
"Для того чтобы пробудить в них жадный интерес, особое внимание и неизменную любовь к вам, необходимо лишь высмеивать их в глазах всего мира. Диккенс навеки завоевал их, безжалостно изобразив типичного американца вертопрахом, жуликом и убийцей... Сам я также постарался ни разу не сказать о Соединённых Штатах доброго слова. Я высмеивал обитателей этой страны, называя их деревенщиной. Я определил стопроцентного американца как 99-процентного идиота. И все они просто обожают меня".
Так что Михаил Задорнов не придумал ничего нового, изображая американцев тупыми, но популярности Бернарда Шоу он с помощью этого приёма не достиг. Вероятно, требуется ещё кое-что.

Тупость и ирония

Шоу характеризовал преклонение американцев того времени перед пристойностью и чистотой как
"тонкий заговор против природы с целью обвинить ее в непристойности"
и говорил, что
"тупость и только тупость – вот что мешает Америке в наши дни".
Шоу писал:
"Зачем ездить из Лондона в Америку?.. Я не хочу любоваться статуей Свободы... Я мастер иронии и юмора. Но даже моя склонность к иронии не заходит так далеко".


Самомнение американцев

Когда американцы стали оспаривать подобные определения, Шоу заявил, что его описание американцев подходит и для любой другой нации на Земле и потому американцы проявляют слишком большое самомнение, полагая, что они единственные дураки на свете.

Безнравственность по-американски

Бернард Шоу получал множество писем от американцев, и использовал некоторые из них в своих выступлениях:
"Один видный американец, имени которого я не буду называть, прислал мне письмо, которое я получил вчера утром. В нем говорится:
"Не судите о Соединенных Штатах по двум их очагам заразы: Голливуду и Нью-Йорку".
Это не удивило меня. Голливуд самое безнравственное место на земле. Но вы не сознаете этого, потому что, как только я употребляю слово “безнравственное”, каждый американец начинает думать о женском белье".


Джордж Бернард Шоу: анекдоты из жизни писателя. Вып. 2

(Продолжение следует)