Путешествие ко двору Тимура, вып. 10. Путь домой. О войне с Тохтамышем. После смерти Тимура


Ворчалка № 294 от 14.11.2004 г.


В один из дней, 17-го ноября 1404 года, к посланникам пришел какой-то вельможа и объявил им, чтобы они готовились к отъезду на следующее утро, и что они отправляются вместе с другими послами. Он будет сопровождать их до Тебриза, откуда каждое посольство отправят на родину. Возмущенные послы, ведь они должны были получить официальный ответ от Тимура, отправились ко дворцу правителя и обратились к находившимся там вельможам с просьбой о встрече с Тимуром, но им отказали в этом, сказали, что все уже решено, и что все посольства отправляются по домам. На все доводы посланников, что они не могут уехать без ответа Тимура, им говорили, что все уже решено и спорить не о чем, и что люди для их сопровождения уже выделены. Их так торопят, потому что Тимур находится при смерти, и их хотят отправить до того, как это случится, чтобы они не разнесли такую опасную информацию. Такую версию сообщает Клавихо, а истинной причины спешной отправки всех посольств по домам он так и не узнал.



18-го ноября к послам явились порученцы от Тимура, вручили им грамоты для свободного проезда посольства по землям империи и снабжения его лошадьми, и потребовали немедленного отъезда посольства. Несмотря на отчаянные возражения, кастильцы были вынуждены в тот же день выехать из Самарканда и остановиться за городом. 21-го ноября они тронулись в обратный путь.



Перед описанием обратного пути Клавихо подробно описывает город Самарканд и окружающие земли, сообщает чудесные сведения о Китае и стране амазонок, а также описывает с чужих слов историю войн Тимура с Тохтамышем. Об этом я уже рассказывал в выпусках № 138 и 139 за декабрь 2001 года. Правда, в рассказе Клавихо есть любопытные подробности.



О войне с Тохтамышем.

Вот что сообщает Клавихо. Лет одиннадцать или более тому назад Тохтамыш со своим войском вторгся в Персию и разрушил много городов и замков, а затем возвратился в Тарталию (так Клавихо называет Золотую Орду). Тимур, узнав об этом, страшно разгневался и отправился в поход против Тохтамыша.



[Следует заметить, что Клавихо довольно плохо представлял себе хронологию войн Тимура и Тохтамыша. Он ничего не сообщает о походе Тимура в 1391 году и сразу сообщает о битве на Тереке в 1395 году. - Прим. Ст. Ворчуна.]



Он настиг войска противника около реки Терек, но Тохтамыш уже переправился через нее и завалил переправу лесом. Тимур отправил к Тохтамышу посланников с сообщением о том, что Тимур не намерен воевать с ним, но Тохтамыш ему не поверил. Тогда Тимур двинулся со своим войском вверх по реке по одному берегу, а по противоположному берегу синхронно с ним передвигался Тохтамыш со своим войском, чтобы не дать Тимуру возможности переправиться через реку. Так они двигались в течение трех дней.



На третью ночь Тимур велел всем женщинам, сопровождавшим его войско, надеть шлемы и переодеться в мужскую одежду, а всем воинам было велено взять двух лошадей и как можно быстрее двигаться назад. За одну ночь его войско проделало тот путь, который они прошли за три дня, и вышло к переправе через Терек, которая почти не охранялась. Переправившись через Терек, Тимур напал на лагерь Тохтамыша и в трехчасовом сражении разбил его войско, захватил множество пленных, но сам Тохтамыш спасся и бежал. Многие считают, что эта победа Тимура была более важной, чем его победа над Баязидом.



Тохтамыш собрал новое войско, но снова был разбит Тимуром. Во время этого похода в 1395 и 1396 годах Тимур разграбил не только Северный Кавказ, но и Нижнее Поволжье (города Сарай-Берка и Хаджи-Тархан), и Крым. Арабские историки Ибн Арабшах, Шереф ад-дин Йезди и Ибн ал-Фурат сообщают о большом сражении Тимура с войсками генуэзских франков и о разграблении Кафы и Азова.



Едигей, который вначале был союзником Тимура во время похода 1391 года, теперь изменил ему и начал борьбу с его войсками, оставаясь в то же время врагом Тохтамыша. Попытки Тимура настигнуть войска Едигея не увенчались успехом. Тем временем Тимур примирился с Тохтамышем и решил обмануть Едигея. Он послал сказать ему, что любит его и прощает, и хочет быть его другом, а чтобы между ними было родство, он предлагает женить своего внука на одной из дочерей Едигея. Едигей на это ответил, что знает Тимура уже двадцать лет, и раньше доверял ему больше всех людей, но теперь он знает его слишком хорошо, изучил все его хитрости, и такими уловками его не провести. Все это Тимур говорит только для того, чтобы обмануть его, Едигея, но они могут стать друзьями только на поле брани с оружием в руках.



Тохтамыш с сыновьями теперь состоит в дружбе с Тимуром, а Едигей обращает татар, которые раньше ни во что не верили, в магометанскую веру. Вот что сообщает Клавихо о Тимуре и Тохтамыше.



21-го ноября все посольства вместе тронулись в обратный путь, но они двигались несколько иной дорогой, как сообщает Клавихо,
"левее, ближе к Тарталии".



27-го ноября они прибыли в Бухару, и на всем пути им предоставляли все необходимое: пристанище, еду и лошадей. В Бухаре они пробыли шесть дней, и за это время там выпало много снега.



5-го декабря они тронулись в дальнейший путь, и через три дня подошли к Аму-Дарье, где и остановились.



10-го декабря они переправились через реку на лодках и двинулись дальше.



21-го декабря прибыли в Абиверд, который покинули 25-го декабря в день Рождества Христова.



1-го января 1405 года они прибыли в город Хабушан (соврем. Кучан), а 5-го января прибыли в Джаджерм.



7-го января они выехали на старую дорогу. Потом они миновали Бистам и Дамган, где они очень страдали от сильного холодного ветра. Местные жители сказали посланникам, что на горе, возвышающейся над городом, есть источник. Когда в него попадает грязь или какое-нибудь животное, то поднимается удивительно сильный ветер, который не прекращается до тех пор, пока не очистят источник.



15-го января они двинулись дальше и у крепости Фирузкух двинулись левее, по другой дороге. Они миновали Семнан и 23-го января прибыли в Верамин. Эта земля называется Рей, и здесь правил зять Тимура Сулейман-шах. В этой земле они оставляли своих заболевших товарищей, а теперь забрали их с собой обратно, кроме двух умерших. С больными все время обходились очень хорошо и заботились, чтобы у них было все необходимое.



25-го января они обедали у Сулейман-шаха, 26-го - у другого вельможи, а 27-го двинулись в дальнейший путь и 29-го остановились в Шахаркане.



3-го февраля они прибыли в Казвин, который почти весь лежал в развалинах. Город был так завален снегом, что по нему было трудно передвигаться.



7-го февраля они двинулись дальше, а перед ними шло около тридцати человек с лопатами и расчищало для них дорогу. С большим трудом они 13-го февраля достигли Султании, где остались на восемь дней. Здесь они должны были навестить внука Тимура Омара Мирзу, сына Мираншаха.



21-го февраля они выехали из Султании, миновали Зенджан, Миане, Туселяр и Уджан, и 28-го февраля прибыли в Тебриз. Отсюда посланники должны были двинуться в Карабах, чтобы встретиться с Омаром Мирзой, который со своим войском каждый год зимовал там из-за мягкого климата и теплой зимы.



Оставив все свое имущество в Тебризе, посланники налегке, только с несколькими сопровождающими, 5-го марта покинули Тебриз и двинулись в Карабах. Через два дня они встретили посланника от Омара Мирзы, который передал им приказ своего господина, чтобы послы возвращались в Тебриз и хорошенько там отдохнули, а он пришлет за ними через несколько дней.



Он прислал за ними своих людей 18-го марта, и на следующий день они тронулись в путь. 25-го марта они достигли до орды Омара Мирзы, откуда было еще около 20 км до стоянки наместника, когда повстречали всадников, сообщивших, что послам лучше бы туда не ехать. На расспросы послов они ответили, что в войсках произошли беспорядки, что Джеханшах хотел убить Омара Мирзу, но был схвачен, и ему отрубили голову, и что войско разделилось на два враждебных лагеря.



Посланники посоветовались между собой и решили все же ехать дальше, так как они уже находились недалеко от ставки Омара Мирзы. 26-го марта они прибыли в его ставку и стали ждать дальнейших указаний. Вскоре к ним прибыл какой-то вельможа и сказал, что у Омара Мирзы много дел, и он не может их принять. Он просит их тотчас же вернуться в Тебриз и там ждать распоряжений, и что этот вельможа поедет с ними, чтобы позаботиться о них.



Посланники вернулись в Тебриз, а Омар Мирза со своим сорокатысячным войском остался в Байлакане.



После смерти Тимура

Все эти беспорядки были вызваны тем, что 18-го февраля 1405 года в Отраре накануне похода в Китай скончался Тимур.



Клавихо так описывает беспорядки во владениях Омара Мирзы. Джеханшах быд сделан Тимуром управляющим во владениях Омара Мирзы и имел свое войско. После смерти Тимура он с несколькими вооруженными людьми явился в шатер, где обычно заседал совет и застал там одного муллу, которого он давно ненавидел из-за того, что Омар Мирза выдал за него ту девушку, которую Джеханшах хотел взять себе в жены. Застав этого муллу одного в шатре, Джеханшах убил его. В лагере увидели это и взялись за оружие.



Джеханшах не смог проникнуть в шатер, где хранилось оружие правителя, и вошел в шатер, где находился Омар Мирза, но того уже охраняло множество вооруженных людей. Один вельможа со свитой подошел к Джеханшаху и спросил его, чего он добивается. Джеханшах попросил передать Омару Мирзе следующие слова:
"Пусть он ничего не боится, так как я поступил так, чтобы убить моего врага муллу".
Вельможа пошел передать слова Джеханшаха Омару Мирзе и застал того в большом страхе и унынии. Тогда вельможа сказал:
"Господин, не бойтесь, если хотите, то я убью Джеханшаха за вас".
Затем он бросился на Джеханшаха и отрубил ему голову. После смерти Джеханшаха его войско в страхе разбежалось.



Омар Мирза приказал отправить голову Джеханшаха своему отцу Мираншаху и брату Абу Бекру, находившимся в Багдаде, и велел передать им, чтобы они полюбовались на голову своего врага. Кроме того, так как его дед (Тимур) умер, то он просит их приехать повидаться, что он примет своего отца, как господина, и что он просит всех собраться на полях близ Тебриза, где Омар Мирза и его войско передадут власть Мираншаху.



(Продолжение следует)