Избранные сведения о рыцарстве, рыцарях и истории из жизни последних. Вып. 1


Ворчалка № 341 от 09.10.2005 г.


Приступая к заметкам о рыцарстве, я сначала хочу показать идеализированный портрет рыцаря. За основу моего изложения была взята книга Раймонда Луллия о рыцарском ордене (сословии), написанная в последней трети XIII века. В дополнение к нему использовался аналогичный труд короля Кастилии и Леона Альфонса X Мудрого (1221-1284).



Основной тезис подобных трудов гласит: рыцарь - это один из тысячи, избранный.



Рыцарем может быть только дворянин, но не обязательно древнего рода, если он известен своими добродетелями или за него может поручиться какой-нибудь вельможа.



Луллий полагал, что между дворянами и рыцарями существует определенная связь, поэтому предпочтение при приеме в рыцари следует отдавать дворянам. Альфонс Мудрый шел намного дальше:
"...посему выбирать среди идальго надлежит таким образом, дабы были они благородного происхождения по прямой линии не только от отца и деда, но и в четвертом колене, т.е. от прадеда".



Не столько смерти должен бояться рыцарь, сколько позора.



Не может быть рыцарем безоружный оруженосец, не обладающий определенными средствами, ибо из-за недостатка средств он не сможет приобрести доспехов и станет грабителем, изменником, вором, лжецом и лицемером.



С этими словами Луллия согласуется и тезис Альфонса Мудрого:
"...равно как не должен он (кандидат в рыцари) быть слабоумным или малолетним, ибо, будучи лишен разума, не будет он ведать, что творит".



Не следует принимать в рыцари людей с физическими недостатками, слишком толстых или слишком худых, т.к. они не приспособлены к ратному делу.



Рыцарство должно изгонять из своей среды тех, кто запятнал себя позором, ибо не столько смерти должен бояться рыцарь, сколько позора. Так утверждалось понятие о рыцарской чести.



Отдельно следует рассказать о символике рыцарского вооружения. Вот основные положения, которые приводит в своей книге Луллий.



Т.к. меч имеет форму креста, то это свидетельствует, что рыцарь должен побеждать и уничтожать своим мечом противников креста.



Копье свидетельствует об истине, т.к. оно прямо как истина.
Наконечник копья свидетельствует о преимуществе истины над ложью.
Штандарт свидетельствует о том, что истина открыта всем и не страшится лжи и обмана.



Шлем символизирует совесть, т.к. не позволяет человеку слишком задирать голову и видеть перед собой, и не позволяет слишком опускаться.



Доспехи символизируют замок и крепость, предохраняющие от пороков, чтобы не могли пробраться в сердце рыцаря вероломство, измена, гордыня и другие пороки.



Железные наколенники предохраняют ноги. Это свидетельствует о том, что меч и другое оружие рыцаря должны помочь ему охранять дороги, что является его обязанностью.



Шпоры символизируют сноровку, опыт и ревностность, которые он должен обращать на славу своего ордена.



Латный ошейник символизирует покорность, чтобы рыцарь сохранял верность своему господину.



Палица символизирует силу духа, т.к. она годится против любого оружия, и нет от нее спасения.



Кинжал свидетельствует, что надеждой на Бога он одолеет всех своих врагов и недругов рыцарства.



Щит символизирует предназначение рыцарства, ибо находится между врагом и телом, как и сам рыцарь находится между монархом и народом. Ведь удар сначала приходится по щиту. А уж потом по телу.



Седло символизирует непреклонность духа и бремя рыцарства.



Конь символизирует душевное благородство.



Удила свидетельствуют, что рот его должен быть свободен от лживых и низких слов.
Вожжи символизируют, что он должен не раздумывая устремляться туда, где рыцарскому ордену требуется его присутствие.



Султан на голове коня свидетельствует, что никогда не следует применять оружие без излишней необходимости. Как султан предохраняет голову коня, благоразумие должно предохранять рыцаря от бесчестия и позора.



Сбруя служит для защиты коня от ударов. Это свидетельствует, что рыцарь должен заботиться об охране своего имущества и достояния поскольку они необходимы ему для выполнения его долга. Ведь нищета способствует тому, что человек склоняется к подлости и вероломству.



Кожаный камзол свидетельствует о тяжелых испытаниях, которые должен претерпеть рыцарь, чтобы прославить свой орден.



Герб на щите, латах и седле символизирует славу, которую рыцарь завоевал в подвигах и сражениях. Герб дает возможность распознавать друзей или недругов рыцарства.



Знамена свидетельствуют о рвении, с которым рыцарь должен заботиться о чести своего господина и о его владениях.



Вот что следует знать о символике рыцарского вооружения и снаряжения.



Каждому рыцарю должны быть известны семь добродетелей: три богословских и четыре общих.
Богословские: вера, надежда и любовь.
Общие: справедливость, мудрость, мужество и воздержание.



Изгнание из рядов рыцарей осуществляется следующим образом: рыцарю разрезают сзади перевязь меча и изымают у него меч, показывая тем самым, что рыцарские деяния для него отныне заказаны.



Пороки, недостойные рыцаря: чревоугодие, сладострастие, скупость, уныние, гордыня, зависть, гнев.



Речи рыцаря, его одежды и доспехи должны быть прекрасны, и просторен его дом, ибо все это служит ко славе рыцарства.



Однако недостаточно быть избранным, иметь коня и доспехи, ведь рыцарю еще необходимо иметь оруженосца и стремянного, которые заботятся о нем самом, его вооружении и его конях, необходимо, чтобы кто-то обрабатывал землю, которая будет кормить его самого и его коней.



Обязанностью рыцаря является поддержка и защита его природного господина. [Однако практика показывала, что высокородные рыцари то и дело выступали против своих сюзеренов. Это был такой корпоративный вид спорта для смелых.]



Рыцарь обязан отстаивать справедливость. [По-моему, этот тезис в комментариях даже не нуждается.]



Рыцарь не должен пренебрегать тем, что позволяет ему лучше выполнять свои обязанности, и быть всегда готовым к поединкам. Подразумевается, что рыцарь должен хорошо ездить верхом, прекрасно владеть оружием, постоянно участвовать в турнирах, чтобы совершенствовать свое мастерство, охотиться и т.д.



Рыцарь обязан помогать и заботиться о вдовах, сиротах и убогих. [No comment.]



Рыцарь должен иметь коня и замок, чтобы охранять дороги и защищать крестьян (своих, разумеется). [Откуда же тогда брались рыцари-разбойники, которые из своих замков наводили ужас на окрестности?]



Рыцарь обязан преследовать воров, изменников и грабителей.



Рыцарь обязан иметь ухоженного коня и сверкающие доспехи.



Рыцарь не должен домогаться жены другого рыцаря, а жена рыцаря, родившая ребенка от простолюдина, наносит ущерб чести рыцаря и его родословной. [А просто трахаться с простолюдином ей не возбраняется?] Но и рыцарь не должен иметь детей от простолюдинки.



Сын рыцаря должен с самых малых лет обучаться верховой езде, а потом следует отдать его в услужение другому рыцарю, где он пройдет стадии пажа и оруженосца. Ведь прежде чем стать господином, он должен побывать в услужении у знатного сеньора, а иначе как же он узнает, в чем заключается достоинство рыцаря, и где же еще он сможет овладеть наукой рыцарства.



На этом, я полагаю, можно завершить идеализированный портрет рыцаря. Попрощаемся с Луллием и Альфонсом, пора переходить к описанию реальных фактов и событий.



(Продолжение следует)