Что такое партийность в литературе, я хочу проиллюстрировать на примере писательницы XIX века Надежде Дмитриевне Хвощинской (1820/1824-1889), которая не обладала сколько-нибудь значительным литературным талантом, но по своим убеждениям тесно примыкала к “прогрессивным” писателям демократического лагеря, которые и стали активно проталкивать нашу героиню в большую литературу.
Надежда Дмитриевна Хвощинская родилась в семье мелкого помещика Рязанской губернии Дмитрия Кесаревича Хвощинского (1795?-1856) и Юлии Викентьевны Дробышевской-Рубец (1801-1884). Отец Н.Д. был отставным артиллерийским офицером, считался весьма образованным человеком и служил в губернском управлении по части коннозаводства, подрабатывая ещё на сбыте хлебного вина. Мать была полькой по национальности, хорошо владела французским языком и передала это умение своим детям, которых выросло четыре человека.
Помимо Надежды Дмитриевны, в семье были ещё две дочери, Софья Дмитриевна (1824/1828-1865) и Прасковья Дмитриевна (1832-1916), и сын – Кесарь Дмитриевич Хвощинский (?-1873).
В 1831 году Д.К. Хвощинский был обвинён в растрате и лишился почти всего своего состояния, так что его семья вынуждена была переселиться в Рязань, где и прошла большая часть жизни Надежды Дмитриевны. На государственную службу Дмитрий Кесаревич смог вернуться только в 1845 году, а до этого семья Хвощинских жила в весьма стеснённых обстоятельствах.
Тем не менее, с малых лет дети в семье Хвощинских много читали, рисовали и сами испытывали страсть к сочинительству, составляя домашний литературный журнал.
Литературный дебют Надежды Дмитриевны состоялся в 1847 году, когда в “Литературной газете” были напечатаны её первые стихи. Редактор газеты Владимир Рафаилович Зотов (1821-1896) доброжелательно отнёсся к первым стихотворным опытам Надежды Дмитриевны, вступил с ней в переписку и даже, по свидетельству Прасковьи Дмитриевны, посетил её в Рязани я в 1852 году.
Правда, воспоминания П.Д. Хвощинской были написаны только в 1892 году, так что их достоверность может вызывать некоторые сомнения.
Как бы там ни было, Зотов предложил Надежде Дмитриевне в дальнейшем сотрудничать с журналом “Отечественные записки”, где в 1850 году под псевдонимом В.Крестовский была опубликована повесть “Анна Михайловна” – это прозаический дебют Надежды Дмитриевны.
В конце 1852 года Надежда Дмитриевна вместе с отцом в первый раз съездила в Петербург и сразу же окунулась в культурный мир столицы: театр, музеи, Академия художеств и т.п. Однако главным для дальнейшей судьбы Надежды Дмитриевны оказалось личное знакомство с Андреем Александровичем Краевским (1810-1889), редактором и издателем “Отечественных записок”. Краевский сразу же ввёл Надежду Дмитриевну в кружок литераторов, группировавшихся вокруг его изданий, которые сразу же признали молодую литераторшу “своей”.
Краевский был согласен и в дальнейшем публиковать новые произведения Надежды Дмитриевны, но только просил изменить подпись под прозаическими произведениями писательницы, которая отказалась пойти навстречу издателю и в этом вопросе оказалась неколебима. Она написала Краевскому:
"Господин Зотов говорил мне также о вашем желании, чтобы под моими повестями, я подписывала мою фамилию; но, зная провинциальную жизнь, вы очень хорошо поймете, как это затруднительно для лица, которое вовсе не ищет известности, и списывает только то, что иногда встречается перед глазами. Под моею поэмой или стихами, которые, как говорил мне г. Зотов, вы когда-нибудь хотите напечатать в вашем журнале, — может стоять моё имя, но что касается до прозы, я убедительнейше прошу вас оставить мой псевдоним в том самом виде, как он появился в первый раз в “Отечественных записках”, сделав, если вам угодно, оговорку, (как мне говорил г. Зотов) что пьесы г-на Крестовского принадлежат вовсе не тому лицу, которое писало в “Отечественных записках”".
Знакомство с известными и образованными людьми, которые разделяли её передовые взгляды, произвело на неё очень сильное впечатление, поэтому после возвращения в Рязань Надежда Дмитриевна практически полностью прекратила общаться с местным обществом, которое очень косо смотрело на литературные занятия молодых женщин.
Надежда Дмитриевна Хвощинская с самого детства была очень стеснительным и замкнутым человеком, с провинциальной рязанской аристократией практически не сближалась, ни с кем не знакомилась, не выходила в свет, так что многие знакомые их родственников никогда её даже не видели.
М.М. Андреева, приятельница Надежды Дмитриевны, позднее вспоминала:
"Едва, бывало, завидит карету, как моментально скрывается; если же неожиданно застанут её за чайным столом, и она не успеет убежать, то становится молчалива, скрывалась, умильно поглядывала, молила глазами: “спасите” и, не видя помощи от окружающих, выждет минуту и юркнет к себе".
Прасковья Дмитриевна Хвощинская описывает, как первое посещение Петербурга сказалось на её сестре:
"Поездка эта была самая приятная: знакомство с Краевским, с которым с этого времени установились и никогда не изменялись её хорошие отношения, кружок литераторов, собиравшийся у него по назначенным дням, дружно принявший Н.Д. в свою среду, — всё это навсегда оставило в ней самые лучшие воспоминания. Пожив в Петербурге совершенно новою незнакомой ей до того времени жизнью, сойдясь с людьми одних с ней интересов, повидав чудные произведения искусства, Эрмитаж, Академию, наслушавшись певцов, славу которых до сих пор затмить не может никто, она, возвратясь в Рязань, не могла уже найти удовольствия в обществе, живущем своим обыденным будничным порядком, и потому, отставая от него и прежде, она кончила тем, что почти перестала бывать где бы то ни было, заскучала, принялась писать, не отрываясь, ходила только к тёткам и в церковь".
При помощи Краевского и членов его кружка в 1853 году вышла в свет первая книга Н.Д. Хвощинской – это была повесть в стихах “Деревенский случай”.
Н.А. Некрасов заметил выход этой книги, благожелательно отозвался о направлении мыслей автора и дал такой отзыв:
"Сознаемся, что собственно поэтического таланта мы не нашли у г-жи Хвощинской".
Далее Некрасов написал, что ей
"дано все нужное для того, чтобы удачно писать прозой".
Отфутболил, так сказать, в сторону, так как ещё не оценил её в качестве полезной единомышленницы.
Ниже мы увидим, как оценивал Николай Алексеевич прозу госпожи Хвощинской.
В 1856 году в “Отечественных записках” завершилось издание романа Н.Д. Хвощинской “Последнее действие комедии”. Н.А. Некрасов сразу же откликнулся рецензией на этот роман и вот что он написал в своём отзыве:
"“Последнее действие комедии”, роман В. Крестовского (псевдоним дамы-писательницы, как было сказано в одном объявлении), замечательно во многих отношениях: в нём высказались все достоинства и недостатки этого автора. Из ныне пишущих женщин-писательниц г-жа Крестовская серьёзнее других посмотрела на литературное дело...
В произведениях г-жи Крестовской менее всего слышится напряженной крикливости и светской болтливости. Ей иногда удаются даже мужские характеры...
И вообще если б в повестях г-жи Крестовской было поменьше “книжности” и побольше жизни, они поспорили бы с лучшими произведениями новейшей литературы. Резонёрство и ум, переходящий в умничанье, - вот коренной их недостаток, тем более важный, что благодаря ему, при всех своих достоинствах, повести г-жи Крестовской скучны.
Отдавая должное прекрасному таланту г-жи Крестовской, мы укажем и на его недостатки. Главный мы указали уже в коротких словах выше; скажем о нём подробнее. В ущерб художеству она любит слишком много анализировать и рассуждать. Эти анализы длинны, как монологи в старых драмах, утомительны, как прописные морали. Так, например, одно вступление в роман производит самое неловкое впечатление...
Ещё посоветуем автору, для будущих его успехов, прятать как можно подальше от читателя свою личную мысль, нерасположение к тому или к другому лицу и казнить своих героев их же поступками. Осветите только ровным, правдивым светом ваши фигуры, и, поверьте, читатель всё поймет. Тепло, гуманно перо автора, но торопливо и слишком резко там, где должен всплыть наружу весь герой, и часто автор, совершенно некстати, выскакивает сам на страницы своего романа. Это вредит делу".
Надежда Дмитриевна была всегда очень привязана к своей сестре Софье Дмитриевне, которая начала печататься в 1857 году (псевдоним – Иван Весеньев), и оказалась довольно плодовитым беллетристом.
После смерти отца в 1856 году сёстры почти каждый год ездили в Петербург, где жили два-три месяца в Знаменской гостинице, занимая двухкомнатный номер.
Прасковья Дмитриевна Хвощинская пишет в своих воспоминаниях:
"В своем тесненьком и маленьком номерке Знаменской гостиницы они принимали весь свой большой круг знакомых, искренно их любивших и дороживших их расположением. Они не давали вечеров, потому что для этого нужны были средства, которых они не имели, но у них собирались по вечерам, и за дружным простым чайным столом не замечалась бедность обстановки. Беседы длились за полночь, и о них и теперь ещё помнят".
Но всё же большую часть времени сёстры Хвощинские проводили в родительском доме в Рязани - ведь после смерти отца они остались единственными кормильцами большого количества родственников. Своим литературным трудом сёстры добывали довольно скудные средства для существования, и их семейство жило бедно, так как гонорары Н.Д. и С.Д. Хвощинских были ещё невелики.
В 1861 году в различных изданиях стали регулярно появляться публикации Всеволода Владимировича Крестовского (1840-1895), а в 1864 году в журнале “Отечественные записки” начал печататься его знаменитый роман “Петербургские трущобы”.
Надежда Дмитриевна не захотела отказываться от полюбившегося ей псевдонима и стала подписывать свои произведения “В.Крестовский-псевдоним”.
Настойчивость, с которой Надежда Дмитриевна держалась за псевдоним “Крестовский”, немного проясняют воспоминания её сестры Прасковьи Дмитриевны:
"Н.Д. была уверена, что внимание, которым она пользовалась, было дорого её семье, где ею гордились и много её любили. Псевдоним Крестовского давал повод для нашего семейного праздника: ко дню его именин, т. е. к 15-му июля, готовился ему какой-нибудь сюрприз, и день этот был торжественный; не только праздновался сам Крестовский, чествовались некоторые любимые герои и героини её романов".
(Продолжение следует)