История Древней Чехии. Вып. 20. Правление князя Бржетислава II


Ворчалка № 972 от 12.12.2021 г.




Правление князя Бржетислава II

Прежде чем приступить к описанию правления Бржетислава II, я расскажу одну занимательную историю о довольно крупном жулике. В 1092 году в Богемии появился некий “епископ” Роберт, который будто бы много лет управлял Шалонской епархией в Гаскони. Чехи про Гасконь возможно и слышали, но о существовании Шалонской епархии даже не подозревали.
Как, впрочем, и сами гасконцы.
Один пражский клирик рассказал, что был одновременно с этим Робертом в Иерусалиме и видел, как тот исполнял обязанности епископа. Этого оказалось достаточно для того, чтобы пражский епископ Козьма и князь Конрад I разрешили этому Роберту исполнять епископские обязанности в Богемии. “Епископ” Роберт за короткое время освятил множество церквей, в марте рукоположил несколько человек в духовный сан, а в день вечери Господней освятил елей.
Но тут вскрылась правда об этом Роберте, и богемские прелаты отправили запрос в Рим: как им быть в такой ситуации?
Папа Климент III в ответе постановил: церкви освятить заново; над лжекрещёным елеем провести обряд конфирмации; рукоположенных лжеепископом священников поставить в один ряд с теми, кого следует рукоположить.
Сам “епископ” Роберт, вероятно, успел смыться.

Козьма (Kosmas, ?-1098) – епископ Пражский с 1090 года.
Климент III (1029-1100) - в миру Гвиберт или Виберт, архиепископ Равенны; папа с 25.06.1080 по 08.09.1100; в католической церкви считается антипапой.

Бржетислав II вступил на богемский престол в Праге 14 сентября 1092 года, и эта процедура сопровождалась торжественным богослужением. Среди множества праздничных мероприятий летописец отметил роскошный трёхдневный пир, который устроил новый князь для знатных лиц и вельмож своего государства. Торжественно отметил Бржетислав II и день святого Вацлава (28 сентября), но не следует думать, что князь только праздновал. Он довольно быстро занялся государственными и церковными вопросами.

Бржетислав II Младший (Břetislav, 1058-1100) — князь Чехии (Богемии) с 1092 года.

Первым делом Бржетислав II начал войну с языческими обрядами, которые всё ещё были широко распространены в стране:
"Он изгнал из своего королевства всех вещунов, волшебников и прорицателей, а также во многих местах выкорчевал и предал огню рощи, почитавшиеся священными простым народом. Он объявил войну против суеверных обрядов, которые соблюдались крестьянами, ещё полуязычниками, по вторникам или средам на троицыной неделе, когда они, убивая животных у источников, приносили их в жертву злым духам. Он запретил погребения, совершаемые ими в лесу или в поле, и игры, которые, согласно языческому обычаю, они устраивали на перекрёстках улиц и распутьях дорог, как бы для заклинания духов, и нечестивые шутки над мёртвыми, когда, тщетно стараясь вызвать души [усопших], они надевали на лицо маски и пировали. Добрый князь [Бржетислав] уничтожил все эти гадкие обычаи и святотатственные затеи, дабы впредь им не было места в Божьем народе".


Кроме того, князь Бржетислав II запретил богослужения на славянском языке, а православных монахов из монастыря святого Прокопия на Сазаве он изгнал из страны, а на их место пригласил католических монахов из Бржевненского монастыря.

В 1093 году выяснилось, что польский князь Владислав I отказался платить ежегодную дань за Силезию. Тогда Бржетислав II вторгся с войском в Силезию и начал опустошать её.
Збигнев (1070-1112), старший сын Владислава, не смог оказать чехам серьёзного сопротивления, так что улаживать отношения с врагами пришлось Сецеху, палатину Польши, который с разрешения Владислава I согласился на уплату дани за два года и подтвердил ежегодные выплаты по 500 гривен серебром и 30 гривен золотом.
Чтобы умерить аппетиты Збигнева, Владислав I передал управление Кладской областью, составлявшей часть Силезии, под управление Болеслава.

Владислав I Герман (1043-1102) - князь Польши с 1079 года; отказался от королевского титула.
Збигнев (1070-1112) — старший сын Владислава I от Кристины Правдзивецкой; князь с 1092.
Болеслав (1086-1138) — сын Владислава I от Юдиты Чешской (1056-1086); будущий князь Болеслав III Кривоустый; князь Польши с 1102.

В 1094 году чума поразила многие германские земли, так что епископы Козьма и Андрей, посетившие сейм в Майнце, на обратном пути видели ужасные картины:
"Когда упомянутые епископы возвращались из Майнца и проходили через одну деревню под названием Амберк, они не смогли войти, чтобы послушать обедню, в приходскую церковь, расположенную за деревней, хотя она и была достаточно обширной. Весь пол церкви был устлан трупами, так что не оставалось свободного места. В городе Кагер также не нашлось дома, в котором не было бы трёх или четырёх умерших".


В том же 1094 году Бржетислав II женился на Лукарте фон Боген (Luitgarda, 1075-?), сестре графа Адальберта I фон Боген (?-1100). Жена подарила Бржетиславу II только одного сына, который тоже получил имя Бржетислав. О судьбе этого человека я расскажу чуть позже, а о жизни его матери мы и вовсе ничего достоверно не знаем. Выбирать приходится между предположениями о её смерти после рождения сына, или её смерти около 1100 года; однако существует предположение о смерти Лукарты в 1156 году. 27 сентября 1094 года пражский епископ Козьма освятил алтарь ещё недостроенной церкви святого Вита.

14 апреля 1096 года по приказу князя Бржетислава II и в присутствии пражского епископа Козьмы была освящена церковь святых мучеников Вита, Вацлава и Адальберта. Князь затем отправился в поход на Польшу, где он захватил город Брдо на реке Ниса, разграбив и разрушив его. Ниже по течению этой реки он основал город Каменец (недалеко от современного Вроцлава).

Пока князь развлекался в Польше в 1096 году, вся Европа пришла в движение: толпы людей оставили свои жилища и направились к Иерусалиму для освобождения Святой Земли из-под власти мусульман. Часть крестоносцев и паломников прошла и через чешские земли.
Саксон Анналист сообщает:
"Первыми с миром прошли через Германию, а затем через Баварию и Венгрию те, которые следовали за Петром Пустынником, численностью 15 тысяч; большинство двигалось или на судах по Дунаю, или пешком через Аламаннию; другие численностью 12 тысяч шли через Саксонию и Чехию во главе со священником Фолькмаром, а третьи во главе со священником Готшалком - через Франконию".
Аламанией (или Алеманией) в те времена часто называли герцогство Швабию.

Но движение этих плохо организованных и вооружённых толп через Европу часто сопровождалось актами насилия, особенно по отношению к евреям. Ведь целью похода провозглашалось освобождение Гроба Господня от власти неверных, а предки современных евреев распяли Христа. Погромы начались во Франции, но наибольшего размаха они достигли в Германии.
Кровавые инциденты произошли в Меце, Вормсе и Шпейере, но самым крупным и часто упоминаемым было избиение евреев в Майнце в мае 1096 года.
Руководил этой резнёй граф Эмих I фон Лейнинген, который подошёл к Майнцу с большим отрядом крестоносцев.

Саксон Анналист довольно скупо описывает данное событие:
"Они открыто заявили, что желают отомстить за Христа язычникам и евреям. Потому-то в городе Майнце и перебили тогда примерно 900 евреев, не щадя ни женщин, ни детей. Епископом города был тогда Ротард, к помощи и защите которого прибегли евреи со своими богатствами; но ни епископ, ни воины его, которых было тогда при нём очень много, не смогли ни защитить, ни вырвать евреев из рук крестоносцев, ибо, вероятнее всего, христиане не желали сражаться с христианами за евреев; когда напали на епископский двор, где те прятались, а затем ворвались также во внутренние покои этого архиепископа, все евреи, кого там нашли, были истреблены. Произошла эта резня евреев перед Воскресеньем на Троицу [18 мая], во вторник; тяжело было видеть, как из города Майнца на телегах вывозились многочисленные и огромные груды тел".
Ротард (Ruthard, ?-1109) — был архиепископом Майнца с 1089 года.

Это описание нуждается в парочке дополнений.
Во-первых, бюргеры Майнца не осмелились открыть главные ворота города, закрытые по приказу архиепископа, но впустили крестоносцев графа Эмиха через боковые ворота. Они и не собирались защищать евреев своего города.
Во-вторых, отряд вооружившихся евреев попытался организовать сопротивление на улицах города, но их было всего несколько десятков против тысячной толпы.
В-третьих, графу Эмиху I фон Лейнинген приписывают участие и в других погромах, но документальных источников его преступлений не сохранилось. Остаётся отметить, что этот граф вскоре прекратил своё движение в сторону Святой Земли, вернулся в свой замок и стал основателем уважаемого рода графов фон Лейнинген.

Прохождение крестоносцев через Богемию тоже сопровождалось актами насилия, но не столь ужасными. Летописец Козьма Пражский пишет:
"Так как [участников похода] было много и они не могли идти все вместе по одной дороге, то некоторые из них стали проходить через нашу страну; проходившие нападали на евреев и с Божьего соизволения крестили помимо их воли; тех же, которые противились, убивали. Епископ Козьма, считавший насильственное крещение противоречащим предписаниям церковных законов и движимый справедливостью, попытался воспротивиться крещению евреев помимо их воли, но тщетно, так как не оказалось никого, кто бы ему помог".
Напомню, что князь Бржетислав II в это время геройствовал в Польше.

Многие отряды крестоносцев вскоре бесславно закончили свой путь:
"...люди, следовавшие за Фолькмаром через Чехию, в стычке, возникшей возле Нитры в Венгрии, частью погибли от меча, частью были взяты в плен...
Готшалк, лжеслуга Божий, не без ущерба пройдя со своими людьми в Венгрию через восточную Баварию, начал под предлогом ложного благочестия строить на какой-то возвышенности укрепление и, разместив в нём гарнизон, опустошать окрестные венгерские земли. Когда эта [крепость] вскоре была взята местными жителями, то большинство людей было перебито и взято в плен, а остальные разбежались; сам этот наёмник, а не пастырь, также позорно бежал...
Эмико [Эмих I] со своими людьми, свирепствуя против евреев по городам Рейна, Майна и Дуная, добрался до границ Венгрии с огромным, увеличившимся за счёт лиц обоего пола войском; но крепкие гарнизоны преградили им путь в это королевство, окруженное частью болотами, частью лесами".


Вернёмся в Польшу, где Бржетислав II завершил строительство крепости Каменец. Враждебные отношения между семействами Пржемысловичей и Вршовичей были хорошо всем известны, но последние годы проходили без эксцессов, да и Мутина, сын Божея, стал видным придворным князя, а в этом походе был помощником Бржетислава II. Но перед возвращением домой князь отозвал Мутину в сторону и стал упрекать его в неуважительном отношении к своей особе, добавив:
"Если бы не моя боязнь оскорбить Бога, я, наверное, выколол бы тебе глаза, как ты этого заслуживаешь, но я не хочу этого делать, ибо великий грех уничтожать то, что создал Бог в человеке".
Тем не менее, Бржетислав II приказал арестовать Мутину, лишил его всех должностей и привилегий и в сопровождении двух стражников отправил его на родину с предписанием конфисковать всё имущество арестованного.
После возвращения с войском в Богемию Бржетислав II взялся и за других Вршовичей: он сразу же приказал арестовать Божея, двоюродного брата Мутины, вместе с женой и двумя сыновьями, посадил их на корабль и отправил их водным путём в Сербию. Имущество арестованных было, естественно, конфисковано.
Из Сербии Божей перебрался в Польшу, где его с удовольствием принял Владислав I Герман, князь Польши, а вскоре он встретился там и с Мутиной.

Дальше у Козьмы Пражского в тексте летописи получилась нестыковка. Сначала он под 1097 годом сообщает:
"Князь Бржетислав призвал к себе Олдржиха, сына Конрада, приказал его схватить и отправить под стражу в город Кладско".
Больше никаких событий под 1097 годом Козьма Пражский не упоминает, а мы можем отметить окончательное изгнание православных монахов из Сазавского монастыря.
Возможно, это просто ошибка одного из переписчиков летописи, так как развития этой записи сразу же не последовало, а к истории с моравскими князьями летописец вернулся только при описании событий 1099 года. Что же происходило в Богемии и Моравии в 1097 году точно сказать невозможно, так как нет других источников. Вот многие и начинают конструировать события, исходя из записи под 1097 годом. Тем более, что зачистку Моравии Козьма Пражский неплохо описал под 1099 годом.

История Древней Чехии. Вып. 19. Правление короля Чехии Вратислава I; правление князя Конрада I

© Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021